Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Детство и юность Тараса Шевченко

(1814 – 1829 годы)

Информация о жизни Т.Г. Шевченко складывается из разных достоверных источников. В первую очередь, это многочисленные документы, освещающие разные периоды его жизни.

Кроме того, важными источниками являются «Автобиография» и «Дневник» поэта, его письма друзьям, знакомым. Постепенно собирались и свидетельства современников, очевидцев. Много интересных сведений о своей жизни оставил сам Шевченко в повестях, которые также носят автобиографичный характер. 
Местность, где родился Тарас Шевченко и прошли его детские годы, расположена на старинных исторических землях Звенигородчины. Во времена Шевченко это был Звенигородский уезд Киевской губернии, в настоящее время Звенигородский район Черкасской области. Это земли Центральной Украины по среднему течению Днепра, которые всегда играли большую роль в истории украинского казачества. Сам город Звенигород известен с 14 века. Со времен Киевской Руси здесь располагалась пограничная линия, за которой начиналась степная зона, так называемое «Дикое поле». До сих пор здесь можно увидеть остатки древних оборонительных укреплений – земляные валы. Местным жителям веками приходилось защищать свои земли от набегов кочевников, поэтому издавна в их характере закрепились такие качества как мужество, смелость, независимость, свободолюбие.
Здесь, на Звенигородчине, в начале 17 века появляется несколько населенных пунктов, основанных, вероятно, казаками. Среди них с 1618 г. известно село Кереливка. Существует легенда, что его основал казак по имени Керело. Это название сохранялось очень долго, но постепенно село стали называть на более привычный манер – Кириловка (сейчас это село в честь поэта называется Шевченкове). Примерно в это же время возникает и село Моринцы (происхождение названия точно не установлено), ставшее родиной Тараса Шевченко.
В 1939 г. к 125-летию со дня рождения Тараса Шевченко был открыт Государственный (ныне – Национальный) заповедник «Родина Тараса Шевченко». Заповедник объединяет несколько населенных пунктов, связанных с жизнью будущего поэта – Кириловка, Моринцы, Будыще, Вильшаны. Здесь создан музей, рассказывающий о детских и юношеских годах Тараса, реконструированы старинные хаты, собраны предметы быта той эпохи, установлен памятник юному Шевченко и много других интересных мест. 
Историю семьи Шевченко можно проследить на несколько поколений вглубь времен. По линии отца все они местные – кириловские. Известно, что в середине 17 века в Кириловке поселился некий казак по имени Иван. Закончив с многолетними военными походами, в селе он стал заниматься пошивом одежды, т.е. портным (по-украински «Швець», что стало его прозвищем, т.к. фамилий в то время еще не было). У него была дочь Ефросинья, которую в селе назвали дочерью шевца или шевченкой. Позднее с селе поселился еще один бывший запорожский казак по имени Андрей. Он женился на Ефросинье и взял ее прозвище, превратившееся в настоящую фамилию. Здесь же, в Кириловке, родился дед Тараса – Иван Андреевич (1742 г.) и отец – Григорий Иванович (1781 г.). По линии матери предки Шевченко происходят из Прикарпатья. Известно, что там в 1751 г. в семье местного гайдамака (гайдамаки в тот период – борцы против панского владычества) родился его дед – Яким Иванович Бойко. Но еще ребенком его перевезли на попечение к знакомым в Моринцы, где он остался затем жить, завел семью и в 1783 г. родилась его дочь – Екатерина – мать Тараса Шевченко.
Кириловка, Моринцы и другие окружающие села в период крепостного права в России принадлежали очень богатому помещику и государственному деятелю – Василию Васильевичу Энгельградту – генералу, статскому советнику, сенатору. Он владел 160 тысячами десятин земли и почти 50 тысячами крепостных крестьян, в том числе, в полном составе семьей Шевченко.
Кириловка и Моринцы представляли собой очень крупные села – более тысячи жителей каждое. Вокруг – живописная украинская природа средней лесостепной полосы – поля, луга, речки, пруды. Местные крестьяне занимались земледелием, тяжело и много работали на барской земле и в своем хозяйстве, но оставались очень бедными. Кроме того, через Кириловку проходил знаменитый чумацкий шлях (путь) из Крыма в Киев. Чумаками называли добытчиков и перевозчиков соли. Соляной промысел был очень распространен в Украине в 16 – 19 веках. Чумаки часто проезжали через село на повозках, запряженных волами, возили соль на продажу в разные города на ярмарки. Нередко чумаковал (т.е. ездил на чумацкий промысел) и отец Тараса.
В 1802 г. Григорий Шевченко и Катерина Бойко поженились и поселились в доме деда Ивана. Стали рождаться дети. Спустя несколько лет большой семье стало тесно в маленькой хате, где жило 13 человек. Григорий и Катерина уехали в Моринцы и поселились в пустующей хате. Здесь 25 февраля (по старому стилю) или 9 марта (по новому стилю) и родился их четвертый ребенок – Тарас (всего в семье было шесть детей). Но через некоторое время вернулся хозяин дома (говорили, что как участник народного восстания он отбывал ссылку в Сибири) и семье Шевченко пришлось снова возвращаться в Кириловку. Родственники помогли наконец-то купить свой небольшой дом. Много лет спустя Шевченко выполнит рисунок родительского дома, ставшего уже родным. Описание хаты будет сделано также в повести «Княгиня». Многодетная семья жила дружно. Пока родители много и тяжело работали, за младшими детьми приглядывали и ухаживали старшие. Настоящей «второй мамой» и нянькой для Тараса стала сестра Катерина, которая была старше его на 10 лет. Но пришла беда – когда Тарасу было 9 лет умерла его мама. Отец остался один с пятью детьми и через некоторое время женился второй раз. Но отношения с мачехой и тремя ее детьми были очень сложные, дети и взрослые часто ссорились. Позднее Тарас Шевченко вспоминал об этом с большой грустью и сожалением. Через два года умер и отец. В 11 лет Тарас с сестрами и братьями остались сиротами, жили за счет помощи родственников, сами начинали работать.
Тарас был обычным сельским ребенком из бедной крепостной крестьянской семьи. Поэт вспоминал, что носить приходилось единственную дырявую свитку (вид верхней одежды наподобие длинного запашного кафтана) и единственные сорочку и штаны, обуви и головного убора не было даже зимой. Он был энергичным, подвижным, общительным, но главное его качество – любопытство. Например, в возрасте 5-6 лет он ушел за село искать, как ему казалось, столбы, на которых на земле держится небо. Конечно, маленький мальчик заблудился и потерялся. По счастью, на дороге его подобрали чумаки и вернули домой к родителям. В селе появилась и первая любовь Тараса – девочка Оксана, о которой он вспоминал всю жизнь с большим теплом. Первые переживания и романтические чувства навсегда остались в памяти и сердце поэта. Не случайно, имя Оксана – самое часто встречающееся в художественных произведениях. Образ Оксаны стал собирательным образом прекрасных украинских девушек. Оксане посвящена знаменитая поэма – «Марьяна-черница», это имя встречается в поэме «Гайдамаки», ряде стихотворений.  
Осенью 1822 года, когда Тарасу было 8 лет, он начал ходить в сельскую школу, которая находилась в доме местного священника. Учителями его были разные священники, но дольше всего он учился под наставлениями дьяка Петра Богорского. Первыми учебными книгами стали церковнославянская грамматика, «Псалтырь» и «Часослов» - сборники молитв, гимнов, песнопений для богослужения в церкви. Помимо учебы за возможность постигать азы обучения Тарас помогал дьяку по хозяйству, выполнял самую тяжелую работу. Жизнь в этот период была очень бедная. Но, обладая хорошей памятью, Тарас наизусть знал много молитв и церковных песен. Поэтому дьяк нередко отправлял мальчика вместо себя служить панихиды (отпевать умерших) в селе, за что получал «копеечку». Ребенок часто вызывал и недовольство своего наставника, подвергался необоснованным наказаниям – широко распространенными розгами, и таким образом познал все «прелести» обучения.
Осваивая в школе правила чтения и письма, Тарас не меньший объем знаний получал и в своей семье. Именно ближайшие родственники оказали на него самое большое влияние. Например, его дед – Иван Андреевич, знал много исторических событий, часто рассказывал внуку о славных казацких временах, казаках-героях и их победах, военных сражениях, народных восстаниях, исполнял исторические и казацкие песни, народные думы. Отец – Григорий, сам был, что удивительно для крепостного крестьянина, грамотным человеком. По воскресеньям собирал детей вокруг себя и читал им вслух. Именно отец выделял Тараса среди всех своих детей сообразительностью и талантом, считая, что тот в будущем может стать неординарным человеком. Мать и сестры хорошо знали фольклор – народные песни, сказки, пословицы, поговорки. Немало было подчерпнуто юношей и из рассказов сельских старожилов, из общения с чумаками-странниками. 
Быстро освоив грамоту, Тарас много и с большим удовольствием читал и писал. Свои небольшие деньги он тратил на книжки, бумагу, карандаши, которые были дорогим и очень редким удовольствием в селе. Односельчане вспоминали позднее, что он любил убегать за село – в лес или бурьян, где прятался от всех – читал, писал, рисовал, очень любил петь. Начал ли он писать стихи именно в детстве – неизвестно. Никаких текстов не сохранилось. Самое раннее из известных стихов Шевченко датируется только 1837 г., т.е. когда ему было уже 23 года. Возможно, какая-то «первая проба пера» и была. По признанию самого поэта, он переписывал стихи Григория Сковороды – известного уже в то время в Украине писателя и философа. Рукописные тексты его произведений постепенно распространялись по малоросским губерниям.
В школьные годы просыпается и еще одна страсть Шевченко – рисование, чему он уделял очень много времени. При отсутствии бумаги и крандашей рисовал углем или мелом на печи, стенах, заборе и т.д., даже палкой на земле. Его учитель – дьяк Богорский, мог только научить читать, для искусства рисования требовалась другая наука. Тараса обошел не одно соседнее село в поисках наставника в живописи, но нигде долго не задерживался – то новые учителя не нравились ему, то он – учителям, то вместо рисования его заставляли лишь месить краски, подавать кисти и выполнять другую хозяйственную работу. Не желая терпеть издевательства и принуждение, в период скитаний по родной Звенигородчине Шевченко нанимался в услужение – был и пастухом, и батраком, и кучером (так в 12 лет впервые попал в Киев, когда возил семью одного из священников), с детства познав все тяготы тяжелого труда, настоящей народной жизни и несправедливости. Восхищаясь красотой окружающей природы и мудростью народа, он с горечью писал, что «вокруг нас рай, но живем мы как в аду».  
Врожденный талант и постоянное стремление к познанию нового были настолько очевидны, а тяга к рисованию сильной, что бойкого юного Тараса заметили в г. Вильшане, в поместье нового хозяина – Павла Васильевича Энгельгардта – ротмистра, адъютанта Виленского губернатора, одного из сыновей В.В. Энгельгардта, который наследовал значительную часть отцовских владений. Весной 1828 года Тараса взяли прислугой-поваренком на господскую кухню. Некоторое время обучался у местного живописца и готовился к должности «комнатного живописца». С начала 1829 года он попал в дом самого помещика как «комнатный казачок», т.е. мальчик на побегушках, «принеси – подай», который должен был исполнять все просьбы хозяина. Но в то же время мальчик получил возможность познакомится с коллекцией картин богатого помещика, в редкое свободное время он тщательно их копировал, перерисовывал, проявляя свои способности. В составе свиты помещика Шевченко начинает выезжать «в свет» - Киев, другие города и местности. Во второй половине марта 1829 г. в составе свиты П.В. Энгельгардта по его служебным делам Т. Шевченко покидает Украину и уезжает в Вильно (современный Вильнюс). Так завершается детско-юношеский период жизни Тараса Шевченко. 
Этот период до 15 лет стал очень важным для формирования человеческих качеств Шевченко и его мировоззрения по нескольким причинам :
Во-первых, с малых лет Шевченко полюбил красоту родной природы, которую с большой любовью и умением описывал в художественных текстах и картинах.
Во-вторых, искренне переживал за тяжелую долю крестьян, на опыте собственной семьи поняв, как ненавистно крепостничество.
В-третьих, глубоко заинтересовался народным творчеством и позднее стал настоящим его ценителем и знатоком.
В-четвертых, познал красоту и глубину родного языка, который впоследствии развивал и сумел довести до литературных вершин.
В-пятых, молодой человек ценил, прежде всего, такие качества как независимость, достоинство, свободу, всем сердцем ненавидел несправедливость, насилие, неправду.


Контрольные вопросы к тексту:     

1. Откуда известно о фактах жизни Тараса Шевченко?
2. Почему жители Звенигородчины издавна отличались мужеством и свободолюбием?
3. В какой местности современной Украины находится родина Тараса Шевченко?
4. Когда и почему возникают родные села Тараса Шевченко?
5. В связи с чем был создан Национальный заповедник «Родина Тараса Шевченко» и где он находится?
6. Как появилась фамилия Шевченко?
7. Кем были предки Шевченко по мужской линии?
8. Кто был помещиком (господином) семьи Шевченко, чем он известен?
9. Чем занимались жители Кириловки? Кто такие чумаки?
10. Когда родился Тарас Шевченко?
11. Почему родиной Тараса Шевченко считают два села – Моринцы и Кириловку?
12. Кто и почему был нянькой маленького Тараса?
13. В каком возрасте Тараса остался круглым сиротой?
14. Сколько детей было в семье Шевченко?
15. Какие качества характера сформировались у Тараса в детстве?
16. Кто был первой любовью Тараса? Как это позднее отражено в его творчестве?
17. У кого и где учился Тарас в школе?
18. Какие книги стали первыми учебниками Тараса?
19. Каким образом Тарас зарабатывал свои небольшие деньги?
20. Почему Тарас часто убегал от своих учителей и наставников?
21. Откуда Тарас в детстве черпал знания о народной жизни?
22. Какие увлечения были у Тараса Шевченко в детстве?
23. Какую роль в жизни Тараса Шевченко сыграл помещик П.В. Энгельгардт?
24. За что Тарас Шевченко с детства ненавидел крепостничество?
25. Когда и в связи с чем Тарас Шевченко впервые надолго покидает Украину?

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 196 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка