Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

ВИЛЬНО И ПЕТЕРБУРГ. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ КРЕПОСТНИЧЕСТВА

(1829 – 1838 гг.)

Во второй половине марта 1829 года в составе свиты, сопровождавшей помещика П.В. Энгельгардта, «комнатный казачок» Тарас Шевченко прибыл в Вильно (современный город Вильнюс – столица Литвы).

По дороге на постоялых дворах он украдкой забирал с собой некоторые картины с изображениями разных исторических героев, чтобы потом учиться их копировать. За чрезмерную любовь к рисованию хозяин неоднократно наказывал 15-летнего подростка, т.к. считал, что молодой казачок не выполняет своих обязанностей по дому. Эти случаи Т. Шевченко позднее описал в «Автобиографии».
Вильно впечатлил юного Тараса своей архитектурой, этому красивому городу позднее он посвятил стихи. Здесь он попал в совершенно необычное окружение – новые люди, новые знакомства, новые языки (русский, польский, литовский), значительно расширился его кругозор и жизненный опыт. Общаясь с пусть и небогатыми, но свободными людьми, Т. Шевченко осознал и почувствовал и свое человеческое достоинство, окружающую несправедливость: «…отчего и нам, несчастным крепакам, не быть такими же людьми, как и прочие свободные…?» В Вильно Т. Шевченко имел возможность посещать уроки рисования в художественном классе при местном университете. Занятия проводил известный в Вильно художник, профессор Йонас Рустемас (Яна Рустема). Возможно, Шевченко учился и у других мастеров. В 1829–1830-х гг., обучаясь в Вильно, Шевченко нарисовал портрет своего отца, а также сделал копию с рисунка неизвестного художника «Бюст женщины».
Но период жизни в Вильно оказался недолгим. В ноябре 1830 г. на польских и литовских землях Российской империи началось освободительное восстание и перепуганный П.В. Энгельгардт поспешил уехать подальше в столицу – Петербург. В ту пору 17-летний Тарас Шевченко с частью свиты прибыл в Петербург 16 июня 1831 г. Помещик со своими слугами жил в нанятой квартире на ул. Моховой, 26.
Но сложный характер Тараса – неуступчивый, ершистый, свободолюбивый, не позволял ему стать настоящим расторопным слугой. П.В. Энгельгардт понял, что от талантливого юноши больше пользы будет не в доме, а в дальнейшем обучении искусству рисования, чтобы он мог стать придворным живописцем. В 1832 г. 18-летнего Тараса после его настойчивых просьб отдали по договору («законтрактовали») на несколько лет в ученики знакомому цеховому мастеру живописи Василию Григорьевичу Ширяеву, который сам происходил из смоленских крепостных. Из дома помещика Шевченко переехал жить на чердак дома, где находилась мастерская. Ученики-подростки, как водится, часто выполняли и хозяйственные поручения, терли краски, готовили инструменты. Ширяев собирал свою артель (группу до 10 человек) для выполнения различных заказов «по малярству». На заработанные деньги члены артели питались и одевались. Этот период жизни позднее Т. Шевченко подробно описал в автобиографической повести «Художник». В артели Тарас стал одним из подмастерьев, а со временем и первым рисовальщиком, которому доверяли самые сложные виды работ. Например, в 1833 г. артель Ширяева расписывала интерьеры правительственных зданий – Сената и Синода, в самом центре города. Вероятно, в этом же году Т. Шевченко выполняет акварельный портрет своего господина – П.В. Энгельгардта. 
В редкое свободное время (артельщики работали тяжело – почти каждый день, нередко даже ночью и в праздники) Т. Шевченко мог посещать знаменитый Эрмитаж, фонтаны Петергофа, столичные театры, выставки и другие мероприятия. В сентябре – октябре 1834 г он попал в Академию художеств на выставку знаменитой картины К.П. Брюллова «Гибель Помпеи». С детства любивший рассказы о прошлом Тарас воодушевился и надолго увлекся историческими и мифологическими сюжетами. В тот момент нельзя было представить, что известный и маститый художник Карл Брюллов в самое ближайшее время сыграет в жизни Шевченко ключевую роль.
Каким-то образом ранние рисунки Шевченко попали в поле зрения ведущих петербургских мастеров, членов Академии художеств. 4 октября 1835 г. проходило заседание Общества поощрения художников, на котором работы молодого автора (вероятно, «Портрет женщины», «Смерть Лукреции» или другие) нашли «заслуживающими похвалу» и его решили иметь в виду на будущее. Однако дальнейшим успехам Шевченко сильно мешал статус несвободного, крепостного человека, поскольку он не имел права официально учиться в классах при Академии художеств.
В июне 1836 г. артели Ширяева поручили еще одно ответственное задание – принять участие в ремонте интерьеров и декораций нескольких петербургских театров – Александринского, Михайловского, Большого и других. Самые сложные и объемные работы предстояли в Большом театре (в настоящее время не существует, перестроен в конце 19 века, сейчас на его месте находится филармония). Под руководством опытного архитектора Альберта Кавоса Т. Шевченко расписывал орнамент на плафоне (потолок) в зрительном зале.
Летом 1837 года Т. Шевченко познакомился (возможно, в знаменитом Летнем саду, где Шевченко любил проводить время, отдыхая и сочиняя стихи) со своим будущим добрым другом – Иваном Максимовичем Сошенко – тоже художником. Оказалось, что они почти земляки, Иван был родом из украинского города Богуслава, что в 40 км от родных сел Тараса. Сошенко был старше на 8 лет, приехал в Петербург на несколько лет раньше тоже учиться живописи, имел уже широкий круг знакомых и связей. Эта встреча и дружба также имела решающее значение в жизни Шевченко. Тарас часто посещал дом, где жил Сошенко. Тут же проживал и Евгений Павлович Гребёнка – учитель словесности, поэт, литератор родом из Полтавской губернии, еще один новый знакомый, ставший и первым литературным учителем Шевченко. Е.П. Гребёнка ввел Тараса в круг петербургской поэзии, приглашал на свои литературные вечера, где собирались знаменитые люди города, давал для чтения книги, обсуждал прочитанное. Возможно, именно под влиянием этих встреч Т. Шевченко начинает писать стихи. Но тексты его ранних произведений не сохранились, самым первым поэтическим трудом Шевченко считается баллада «Причинна», написанная в 1837 г. 
В начале 1837 г. Сошенко знакомит Шевченко с известными художниками России того времени – К.П. Брюлловым, А.Г. Венециановым, секретарем Академии художеств В.И. Григоровичем, от которого Шевченко получает разрешение посещать учебные залы Академии как «посторонний ученик». Общество поощрения художников выделяет Т. Шевченко небольшие денежные довольствия – на лечение в период болезни, на необходимые для рисования вещи.
Дружеские отношения сложились у Тараса с одним из учеников К.П. Брюллова, тоже уроженцем Украины, Полтавской губернии – Аполлоном Николаевичем Мокрицким. В марте 1837 г. у А.Н. Мокрицкого появляется идея способствовать освобождению талантливого друга из крепостной неволи. Он обращается с просьбой о помощи к учителю – К.П. Брюллову, старается «подвигнуть его на доброе дело», чтобы избавить друга от «тяжелых, ненавистных цепей рабства». Брюллову очень понравились стихи Шевченко и, наконец, он принял решение извлечь его «из податного состояния». Брюллов обсуждает этот вопрос со своим хорошим знакомым – Василием Андреевичем Жуковским – поэтом, академиком, крупным государственным деятелем, человеком, близким к императорской семье. Поэтическое творчество В.А. Жуковского высоко ценил сам император Николай I и назначил его учителем и воспитателем своих детей-наследников. В.А. Жуковский также познакомился с Шевченко и, желая узнать о его таланте подробнее, дал ему творческое задание (хотя суть его точно не известна) описать жизнь художника и остался очень доволен тем, как Шевченко его выполнил. С этого момента В.А. Жуковский принял самое деятельное участие в освобождении Шевченко.
Той же весной Карл Брюллов лично приехал в дом П.В. Энгельгардта просить о свободе Тараса Шевченко, но получил категорический отказ. После сложных уговоров помещик согласился отпустить своего крепостного только за очень большой выкуп – 2500 рублей. Для того, чтобы собрать такую сумму Брюллов начал писать парадный портрет Жуковского с целью разыграть его на лотерее и вырученные деньги передать за освобождение Т. Шевченко. Хотя портрет еще не был закончен (только к началу мая) такая лотерея состоялась 22 апреля 1838 г. в кругу императорской семьи в Аничковом дворце, её вел сам В.А. Жуковский. Деньги собирались за лотерейные билеты с членов императорской семьи, пожелавшей оставить портрет поэта у себя. От императорской семьи были получены лишь 1000 рублей, остальные деньги, по-видимому, собирались в течение нескольких дней друзьями и покровителями поэта. Появилась даже идея еще одной лотереи, для чего А.Н. Мокрицкий стал делать копию портрета В.А. Жуковского. 
Через три дня после лотереи – 25 апреля, Карл Брюллов пригласил Т. Шевченко к себе в мастерскую и вручил ему «отпускную» – расписку об освобождении, написанную в присутствии свидетелей собственноручно П.В. Энгельгардтом. В этом документе значилось, что до Шевченко ему «впредь дела нет» и «волен он избрать себе род жизни какой пожелает». Так 24-летний Тарас Шевченко получил свободу.
Период жизни Т. Шевченко в Вильно и Петербурге сыграл в жизни Шевченко судьбоносную роль.
Во-первых, сильные, яркие впечатления Тараса Шевченко от Вильно и Петербурга, от общения с творческими людьми, единомышленниками имели большое значение для его творчества, пробудили желание не только рисовать, но и писать стихи.
Во-вторых, благодаря участию в художественной артели Ширяева Тарас Шевченко развил свои навыки рисовальщика, занимаясь в этот период декоративной росписью, выполнением акварельных портретов и картин на мифологические и исторические сюжеты.
В-третьих, с помощью новых друзей и знакомых удалось решить главный вопрос жизни – освобождение от крепостной зависимости.

Контрольные вопросы:

1. Для чего Тарас Шевченко собирал на постоялых дворах висевшие там картины?
2. Какие новые взгляды появились у Т. Шевченко в период жизни в Вильно?
3. Где и у кого Т. Шевченко учился рисованию в Вильно?
4. Какие рисунки были сделаны Т. Шевченко в Вильно?
5. Почему П.В. Энгельгардт со всем своим двором уехал из Вильно?
6. Когда Т. Шевченко впервые оказался в Петербурге?
7. С какой целью Т. Шевченко отдали в художественную артель Ширяева?
8. Чем занимался Т. Шевченко в составе художественной артели Ширяева?
9. Чем поразила Т. Шевченко картина К. Брюллова «Гибель Помпеи»?
10. Как помогало молодым мастерам Общество поощрения художников в Петербурге?
11. Какую роль в жизни Т. Шевченко сыграл Иван Сошенко, почему они подружились?
12. Как помогал писатель Е.П. Гребёнка Тарасу Шевченко?
13. С какими знаменитыми художниками познакомился Т. Шевченко в Петербурге?
14. Какое самое раннее (из сохранившихся) литературное произведение было написано Т. Шевченко в Петербурге, о чем оно?
15. Кто стал главным инициатором освобождения Т. Шевченко из крепостной неволи?
16. Почему К.П. Брюллов и В.А. Жуковский решили помочь освободить Т. Шевченко из неволи, что они для этого придумали?
17. Для чего проводилась лотерея по розыгрышу портрета В.А. Жуковского, кто в ней участвовал?
18. В каких жанрах изобразительного искусства проявил себя Т. Шевченко в 1830-е годы наиболее ярко, какие произведения можно назвать?                   

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка