Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Международные Шевченковские чтения в Астане

     27 апреля 2018 года в г. Астана на базе Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва состоялись VII Международные Шевченковские чтения «Творчество Тараса Шевченко и народные традиции», приуроченные к 204-й годовщине со дня рождения Великого Кобзаря. В очной или заочной формах в чтениях приняли участие более 30 представителей Казахстана, Украины, России, Словакии. Среди приглашенных гостей были научные сотрудники академических учреждений, преподаватели университетов, представители государственных органов, научной и творческой интеллигенции, институтов гражданского общества, председатели и члены украинских этнокультурных объединений из регионов Республики Казахстан, журналисты.

Подробнее...
Шевченковский праздник в Золотоношке

13 апреля 2018 г. в д. Золотоношка Стерлитамакского района прошел ежегодный Республиканский праздник «Шевченковские чтения – 2018», посвященный 204-й годовщине со дня рождения Т.Г. Шевченко. Праздник был организован Республиканским национально-культурным центром украинцев Башкортостана «Кобзарь» при поддержке Дома дружбы народов РБ. Золотоношка – старинное украинское село, основанное переселенцами в конце 19 века, принимала праздник уже четвертый раз подряд. С 1999 г. здесь действует Историко-культурный центр «Село Золотоношка», где созданы условия для сохранения и развития национальной культуры. Мероприятия праздника прошли на базе Дома культуры и Золотоношской средней общеобразовательной школы. Девизом праздника стали знаменитые слова Шевченко: «Учитеся, брати мої, думайте, читайте…»

Подробнее...

Календарь публикаций

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

ВИЛЬНО И ПЕТЕРБУРГ. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ КРЕПОСТНИЧЕСТВА

(1829 – 1838 гг.)

Во второй половине марта 1829 года в составе свиты, сопровождавшей помещика П.В. Энгельгардта, «комнатный казачок» Тарас Шевченко прибыл в Вильно (современный город Вильнюс – столица Литвы).

По дороге на постоялых дворах он украдкой забирал с собой некоторые картины с изображениями разных исторических героев, чтобы потом учиться их копировать. За чрезмерную любовь к рисованию хозяин неоднократно наказывал 15-летнего подростка, т.к. считал, что молодой казачок не выполняет своих обязанностей по дому. Эти случаи Т. Шевченко позднее описал в «Автобиографии».
Вильно впечатлил юного Тараса своей архитектурой, этому красивому городу позднее он посвятил стихи. Здесь он попал в совершенно необычное окружение – новые люди, новые знакомства, новые языки (русский, польский, литовский), значительно расширился его кругозор и жизненный опыт. Общаясь с пусть и небогатыми, но свободными людьми, Т. Шевченко осознал и почувствовал и свое человеческое достоинство, окружающую несправедливость: «…отчего и нам, несчастным крепакам, не быть такими же людьми, как и прочие свободные…?» В Вильно Т. Шевченко имел возможность посещать уроки рисования в художественном классе при местном университете. Занятия проводил известный в Вильно художник, профессор Йонас Рустемас (Яна Рустема). Возможно, Шевченко учился и у других мастеров. В 1829–1830-х гг., обучаясь в Вильно, Шевченко нарисовал портрет своего отца, а также сделал копию с рисунка неизвестного художника «Бюст женщины».
Но период жизни в Вильно оказался недолгим. В ноябре 1830 г. на польских и литовских землях Российской империи началось освободительное восстание и перепуганный П.В. Энгельгардт поспешил уехать подальше в столицу – Петербург. В ту пору 17-летний Тарас Шевченко с частью свиты прибыл в Петербург 16 июня 1831 г. Помещик со своими слугами жил в нанятой квартире на ул. Моховой, 26.
Но сложный характер Тараса – неуступчивый, ершистый, свободолюбивый, не позволял ему стать настоящим расторопным слугой. П.В. Энгельгардт понял, что от талантливого юноши больше пользы будет не в доме, а в дальнейшем обучении искусству рисования, чтобы он мог стать придворным живописцем. В 1832 г. 18-летнего Тараса после его настойчивых просьб отдали по договору («законтрактовали») на несколько лет в ученики знакомому цеховому мастеру живописи Василию Григорьевичу Ширяеву, который сам происходил из смоленских крепостных. Из дома помещика Шевченко переехал жить на чердак дома, где находилась мастерская. Ученики-подростки, как водится, часто выполняли и хозяйственные поручения, терли краски, готовили инструменты. Ширяев собирал свою артель (группу до 10 человек) для выполнения различных заказов «по малярству». На заработанные деньги члены артели питались и одевались. Этот период жизни позднее Т. Шевченко подробно описал в автобиографической повести «Художник». В артели Тарас стал одним из подмастерьев, а со временем и первым рисовальщиком, которому доверяли самые сложные виды работ. Например, в 1833 г. артель Ширяева расписывала интерьеры правительственных зданий – Сената и Синода, в самом центре города. Вероятно, в этом же году Т. Шевченко выполняет акварельный портрет своего господина – П.В. Энгельгардта. 
В редкое свободное время (артельщики работали тяжело – почти каждый день, нередко даже ночью и в праздники) Т. Шевченко мог посещать знаменитый Эрмитаж, фонтаны Петергофа, столичные театры, выставки и другие мероприятия. В сентябре – октябре 1834 г он попал в Академию художеств на выставку знаменитой картины К.П. Брюллова «Гибель Помпеи». С детства любивший рассказы о прошлом Тарас воодушевился и надолго увлекся историческими и мифологическими сюжетами. В тот момент нельзя было представить, что известный и маститый художник Карл Брюллов в самое ближайшее время сыграет в жизни Шевченко ключевую роль.
Каким-то образом ранние рисунки Шевченко попали в поле зрения ведущих петербургских мастеров, членов Академии художеств. 4 октября 1835 г. проходило заседание Общества поощрения художников, на котором работы молодого автора (вероятно, «Портрет женщины», «Смерть Лукреции» или другие) нашли «заслуживающими похвалу» и его решили иметь в виду на будущее. Однако дальнейшим успехам Шевченко сильно мешал статус несвободного, крепостного человека, поскольку он не имел права официально учиться в классах при Академии художеств.
В июне 1836 г. артели Ширяева поручили еще одно ответственное задание – принять участие в ремонте интерьеров и декораций нескольких петербургских театров – Александринского, Михайловского, Большого и других. Самые сложные и объемные работы предстояли в Большом театре (в настоящее время не существует, перестроен в конце 19 века, сейчас на его месте находится филармония). Под руководством опытного архитектора Альберта Кавоса Т. Шевченко расписывал орнамент на плафоне (потолок) в зрительном зале.
Летом 1837 года Т. Шевченко познакомился (возможно, в знаменитом Летнем саду, где Шевченко любил проводить время, отдыхая и сочиняя стихи) со своим будущим добрым другом – Иваном Максимовичем Сошенко – тоже художником. Оказалось, что они почти земляки, Иван был родом из украинского города Богуслава, что в 40 км от родных сел Тараса. Сошенко был старше на 8 лет, приехал в Петербург на несколько лет раньше тоже учиться живописи, имел уже широкий круг знакомых и связей. Эта встреча и дружба также имела решающее значение в жизни Шевченко. Тарас часто посещал дом, где жил Сошенко. Тут же проживал и Евгений Павлович Гребёнка – учитель словесности, поэт, литератор родом из Полтавской губернии, еще один новый знакомый, ставший и первым литературным учителем Шевченко. Е.П. Гребёнка ввел Тараса в круг петербургской поэзии, приглашал на свои литературные вечера, где собирались знаменитые люди города, давал для чтения книги, обсуждал прочитанное. Возможно, именно под влиянием этих встреч Т. Шевченко начинает писать стихи. Но тексты его ранних произведений не сохранились, самым первым поэтическим трудом Шевченко считается баллада «Причинна», написанная в 1837 г. 
В начале 1837 г. Сошенко знакомит Шевченко с известными художниками России того времени – К.П. Брюлловым, А.Г. Венециановым, секретарем Академии художеств В.И. Григоровичем, от которого Шевченко получает разрешение посещать учебные залы Академии как «посторонний ученик». Общество поощрения художников выделяет Т. Шевченко небольшие денежные довольствия – на лечение в период болезни, на необходимые для рисования вещи.
Дружеские отношения сложились у Тараса с одним из учеников К.П. Брюллова, тоже уроженцем Украины, Полтавской губернии – Аполлоном Николаевичем Мокрицким. В марте 1837 г. у А.Н. Мокрицкого появляется идея способствовать освобождению талантливого друга из крепостной неволи. Он обращается с просьбой о помощи к учителю – К.П. Брюллову, старается «подвигнуть его на доброе дело», чтобы избавить друга от «тяжелых, ненавистных цепей рабства». Брюллову очень понравились стихи Шевченко и, наконец, он принял решение извлечь его «из податного состояния». Брюллов обсуждает этот вопрос со своим хорошим знакомым – Василием Андреевичем Жуковским – поэтом, академиком, крупным государственным деятелем, человеком, близким к императорской семье. Поэтическое творчество В.А. Жуковского высоко ценил сам император Николай I и назначил его учителем и воспитателем своих детей-наследников. В.А. Жуковский также познакомился с Шевченко и, желая узнать о его таланте подробнее, дал ему творческое задание (хотя суть его точно не известна) описать жизнь художника и остался очень доволен тем, как Шевченко его выполнил. С этого момента В.А. Жуковский принял самое деятельное участие в освобождении Шевченко.
Той же весной Карл Брюллов лично приехал в дом П.В. Энгельгардта просить о свободе Тараса Шевченко, но получил категорический отказ. После сложных уговоров помещик согласился отпустить своего крепостного только за очень большой выкуп – 2500 рублей. Для того, чтобы собрать такую сумму Брюллов начал писать парадный портрет Жуковского с целью разыграть его на лотерее и вырученные деньги передать за освобождение Т. Шевченко. Хотя портрет еще не был закончен (только к началу мая) такая лотерея состоялась 22 апреля 1838 г. в кругу императорской семьи в Аничковом дворце, её вел сам В.А. Жуковский. Деньги собирались за лотерейные билеты с членов императорской семьи, пожелавшей оставить портрет поэта у себя. От императорской семьи были получены лишь 1000 рублей, остальные деньги, по-видимому, собирались в течение нескольких дней друзьями и покровителями поэта. Появилась даже идея еще одной лотереи, для чего А.Н. Мокрицкий стал делать копию портрета В.А. Жуковского. 
Через три дня после лотереи – 25 апреля, Карл Брюллов пригласил Т. Шевченко к себе в мастерскую и вручил ему «отпускную» – расписку об освобождении, написанную в присутствии свидетелей собственноручно П.В. Энгельгардтом. В этом документе значилось, что до Шевченко ему «впредь дела нет» и «волен он избрать себе род жизни какой пожелает». Так 24-летний Тарас Шевченко получил свободу.
Период жизни Т. Шевченко в Вильно и Петербурге сыграл в жизни Шевченко судьбоносную роль.
Во-первых, сильные, яркие впечатления Тараса Шевченко от Вильно и Петербурга, от общения с творческими людьми, единомышленниками имели большое значение для его творчества, пробудили желание не только рисовать, но и писать стихи.
Во-вторых, благодаря участию в художественной артели Ширяева Тарас Шевченко развил свои навыки рисовальщика, занимаясь в этот период декоративной росписью, выполнением акварельных портретов и картин на мифологические и исторические сюжеты.
В-третьих, с помощью новых друзей и знакомых удалось решить главный вопрос жизни – освобождение от крепостной зависимости.

Контрольные вопросы:

1. Для чего Тарас Шевченко собирал на постоялых дворах висевшие там картины?
2. Какие новые взгляды появились у Т. Шевченко в период жизни в Вильно?
3. Где и у кого Т. Шевченко учился рисованию в Вильно?
4. Какие рисунки были сделаны Т. Шевченко в Вильно?
5. Почему П.В. Энгельгардт со всем своим двором уехал из Вильно?
6. Когда Т. Шевченко впервые оказался в Петербурге?
7. С какой целью Т. Шевченко отдали в художественную артель Ширяева?
8. Чем занимался Т. Шевченко в составе художественной артели Ширяева?
9. Чем поразила Т. Шевченко картина К. Брюллова «Гибель Помпеи»?
10. Как помогало молодым мастерам Общество поощрения художников в Петербурге?
11. Какую роль в жизни Т. Шевченко сыграл Иван Сошенко, почему они подружились?
12. Как помогал писатель Е.П. Гребёнка Тарасу Шевченко?
13. С какими знаменитыми художниками познакомился Т. Шевченко в Петербурге?
14. Какое самое раннее (из сохранившихся) литературное произведение было написано Т. Шевченко в Петербурге, о чем оно?
15. Кто стал главным инициатором освобождения Т. Шевченко из крепостной неволи?
16. Почему К.П. Брюллов и В.А. Жуковский решили помочь освободить Т. Шевченко из неволи, что они для этого придумали?
17. Для чего проводилась лотерея по розыгрышу портрета В.А. Жуковского, кто в ней участвовал?
18. В каких жанрах изобразительного искусства проявил себя Т. Шевченко в 1830-е годы наиболее ярко, какие произведения можно назвать?                   

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 130 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка