Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

 (1838 – 1843 гг.)

После освобождения из крепостничества Тарас Шевченко оставил артель В. Ширяева и стал посещать классы Академии художеств, где сделался одним из любимых учеников Карла Брюллова и даже какое-то время жил у него в мастерской.

Так как у Шевченко уже были навыки рисования, развитые самостоятельно, и хорошая художественная подготовка за время работы в артели, то он миновал три класса в Академии и начал учиться в группе вместе со своим старшим другом Иваном Сошенко, друзья какое-то время даже снимали одну квартиру. Будучи учеником Академии художеств, Шевченко прилежно занимался, регулярно сдавал экзамены и чаще всего заслуживал самые высокие оценки, что позволило в будущем получать денежное содержание от Общества поощрения художников. В свободное от учебы время молодой художник помогал друзьям в организации литературных и музыкальных вечеров, часто посещал такие мероприятия на квартирах известных людей Петербурга, где смог познакомится, например, с писателем И. Крыловым, композитором М. Глинкой, публицистом В. Белинским и многими другими представителями творческой элиты города.
В сентябре 1839 г. два акварельных портрета Шевченко взяли для выставки в Академии художеств. Впоследствии художник уже неоднократно принимал участие в выставках. Постепенно он пробует свои силы и в новом для себя жанре – масляной живописи. В начале 1840 г. масляными красками написал свой первый автопортрет (позднее Шевченко оставит целую серию своих изображений в разные периоды жизни!).
Занимаясь в Академии, вместе с тем, в 1838–1839 гг. Шевченко пишет уже достаточно много стихов, поэм, элегий, среди которых, например, такие известные произведения как «Тарасова ночь», «Думка», «Катерина», «Перебендя», «Иван Подкова», «Тополь» и другие. Самый ранний из сохранившихся стихотворных текстов – трогательная баллада о судьбе привороженной девушки «Причинна» – датируется 1837 г. Постоянное обращение к теме народной жизни, истории Украины было, вероятно, связано с тем, что, живя в далеком Петербурге, Тарас очень скучал по своей семье, родине, старался часто писать письма (особенно любимому деду Ивану) и даже отправлять какие-то деньги.
К февралю 1840 г. Шевченко подготовил сборник ранних разножанровых произведений и назвал его «Кобзарь» в честь почитаемых им народных сказителей-исполнителей. После прохождения цензуры (разрешение на печатание книг от специальных органов надзора за их содержанием) сборник был издан в апреле в одной из частных типографий Петербурга. Принято считать, что инициатором издания и его «спонсором» стал один из новых знакомых Шевченко – Петр Иванович Мартос, любитель поэзии, отставной офицер и состоятельный помещик Полтавской губернии, живший в это время в Петербурге. По крайней мере, в своих воспоминаниях П.И. Мартос очень подробно описал, как случайно увидел коробку со стихами в квартире Шевченко и уговорил его напечатать их отдельной книгой. Считается, что большую роль в том, что книга увидела свет, сыграл также добрый друг Тараса – поэт Евгений Гребёнка.
«Кобзарь» 1949 г. действительно стал лучшим прижизненным изданием произведений Шевченко! В небольшой по объему сборник на 115 страницах и тиражом в 1 тысячу экземпляров вошли 8 произведений – «Перебендя», «Катерина», «Тополь», «Думка» («Зачем мне чёрные брови»), «К Основьяненко», «Иван Пидкова», «Тарасова ночь» и «Думы мои, думы мои, горе мне с вами». Последний стих был написан специально для сборника и стал своего рода эпиграфом к изданию, а затем и всему творчеству Т. Шевченко.
Книжка имела хороший внешний вид, удобный формат, четкий шрифт, обложка была украшена офортом, изображающим кобзаря с мальчиком-поводырем, каждый стих имел посвящение на адрес кого-то из друзей и знакомых Шевченко. Уже в мае – июне «Кобзарь» начали продавать по 1 рублю в книжных магазинах Петербурга. Весь тираж был раскуплен очень быстро. Так что даже у Шевченко на руках почти ничего не осталось, и вскоре он был вынужден отказывать, если его просили «достать» и переслать книжку в Украину. После издания сборника Кобзарем стали называть самого Тараса, который позднее начал подписывать некоторые свои сочинения «Кобзарь Дармограй» (что означало «даром (или бескорыстно) играющий»).
Во многих авторитетных журналах вышли рецензии на книгу, большинство из них были положительными. В отзывах, например, указывалось, что в стихах «присутствует излияние души … много горячей любви к отчизне … выражены самые глубокие чувства … автор обладает вкусом … стихи особые, оригинальные, в них видна народность» и т.п. Шевченко стали приглашать подавать свои сочинения в различные литературные сборники и альманахи. Таким образом, был признан литературный талант Тараса Шевченко! В следующем году Министерство народного просвещения в очередном обозрении книг назовет имя Шевченко в одном ряду с Пушкиным и Лермонтовым! Всего при жизни Т. Шевченко «Кобзарь» издавался четыре раза (в 1840, 1844, 1860, 1861 гг.).
В сентябре 1840 г. от Академии художеств Шевченко получил серебряную медаль второго достоинства за свой первый опыт живописи масляными красками. Это была картина «Нищий мальчик, дающий хлеб собаке» (к сожалению, до наших дней картина не сохранилась). В последующие годы художник получит еще две таких высоких награды, в том числе за картину «Цыганка» [Слайд 9]. А в январе 1841 г. за свои успехи в живописи Шевченко был официально принят в число «вольноприходящих» учеников с разрешением посещать разные специальные курсы и лекции в Академии художеств [Слайд 10].
Вообще 1841 г. стал очень успешным для Шевченко. К апрелю он завершил работу еще над одним крупным и известным произведением – поэмой «Гайдамаки», которая рассказывала о народном восстании 1768 г. Об этих событиях поэт, скорее всего, с детства знал от деда Ивана. Гайдамаками (от турецкого «тот, кто нападает») в Украине в 18 веке называли повстанцев, участников народных восстаний против помещиков-угнетателей. В ноябре завершил поэму о тяжелой женской судьбе «Марьяна-черница», посвященную возлюбленной из своего детства Оксане. В конце года после обязательного прохождения цензуры «Гайдамаков» удалось напечатать, но уже за собственный счет. В этот период Шевченко зарабатывал небольшие денежные средства за счет рисования портретов знатных людей на заказ, принимал участие в росписи церквей, выполнял иллюстрации для разных журналов и книг. В апреле 1842 г. «Гайдамаки» уже появились в продаже. К сожалению, издание получилось не очень качественное с большим количеством ошибок при наборе и печати. Шевченко пришлось извиняться за книжку и даже исправлять ошибки в напечатанных книгах вручную. Тем не менее, отзывы на поэму были также положительные, Шевченко в глазах критиков подтвердил свой «вдохновенный поэтический дар».
Шевченко так увлекся поэзией, что в мае 1842 г. лишился содержания Общества поощрения художников за то, что почти 7 месяцев не посещал занятия и не предоставлял свои труды. Этот факт говорит о том, что в данный период Шевченко значительно больше работал именно как поэт. Но сам он очень переживал по этому поводу. Действительно, средства к жизни приносили ему именно рисунки и картины, а славу и признание – стихи. Тем не менее, живопись не отошла на задний план, в начале 1840-х гг. художник активно продолжал и историческую тематику в своих картинах.
Названные и другие («Гамалия», «Слепая») сочинения Шевченко вызывали восторг в разных частях Украины, изданные книги раскупались до последнего экземпляра и даже переписывались от руки и распространялись дальше уже таким рукописным образом. В начале 1843 г., вероятно, под влиянием сильного желания наконец-то увидеть семью, а также огромного успеха стихов в Украине, Шевченко утвердился в желании обязательно поехать на родину. Кроме того, он обдумывал возможность еще раз издать «Кобзарь» и «Гайдамаков».                          
Выводы. Во-первых, 1838–1843 гг. получили название «Золотые годы», потому что стали периодом активного творчества Т. Шевченко в поэзии и изобразительном искусстве. По признанию самого художника, он перешел «с грязного чердака артели в волшебные залы Академии».
Во-вторых, творческий дар и талант Т. Шевченко разбудили знание народной жизни и культуры, чтение литературы, общение с земляками-украинцами и представителями разных творческих профессий в Петербурге.
В-третьих, издание «Кобзаря» – событие величайшего литературного и общественного значения, эпохальная дата в развитии украинской литературы. В поэтическом сборнике присутствовали признание любви к своему народу, громкий протест против несправедливости, призыв к свободе, борьбе за освобождение.
В-четвертых, благодаря поэзии Т. Шевченко постепенно укреплялся авторитет украинского языка, его начинали учить, чтобы читать «Кобзарь» и другие произведении. Кто-то из критиков заметил, что «везде, где есть украинцы, там обязательно найдутся экземпляры «Кобзаря» или «Гайдамаков».

Контрольные вопросы

1.    Кто был главным учителем и наставником Т. Шевченко в Академии художеств?
2.    Почему, начиная обучение в Академии художеств, Шевченко «перескочил» сразу несколько классов?
3.    Как Шевченко проводил свободное от обучения время? С кем он знакомился и общался?
4.    Какие работы (в каком жанре) Шевченко впервые попали на выставку в Академии художеств?
5.    Когда и в какой технике Шевченко выполнил первый автопортрет?
6.    Какое стихотворение Шевченко является первым из известных поэтических произведений, когда оно было написано, чему посвящено?
7.    При каких обстоятельствах был подготовлен к изданию «Кобзарь», какие произведения вошли в этот сборник?
8.    Сколько раз при жизни Шевченко издавался «Кобзарь»? Почему издание 1840 г. считается лучшим?
9.    Почему сборник стихотворений и поэм «Кобзарь» стал заметным явлением в национальной и мировой литературе?
10.     Почему за Тарасом Шевченко после выхода первой книги также закрепилось прозвище «Кобзарь»?
11.     За что Шевченко в 1840–1841 гг. трижды получал серебряные медали Академии художеств?
12.     О чем рассказывает поэма Шевченко «Гайдамаки»? Откуда поэт черпал сведения для работы над этой темой?
13.     Кому посвящена поэма «Марьяна-черница»?
14.     Каким образом Шевченко зарабатывал себе на жизнь в Петербурге?
15.     Как отнеслись литературные критики и коллеги-писатели к произведениям Шевченко? Как воспринимали стихи поэта в Украине?
16.     Почему период 1838–1843 гг. в жизни Шевченко называется «Золотые годы»? Что способствовало активной поэтической и художественной деятельности Шевченко в это время?

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 196 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка