Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

(1843 – 1847 гг.)

19 мая 1843 г., получив отпуск в Академии художеств для посещения «Малороссийских губерний», Тарас Шевченко вместе со своим другом Евгением Гребёнкой выехал Украину, где не был уже 14 лет.

Прежде всего, Шевченко хотел посетить родные места на Звенигородчине, увидеть семью (еще был жив 100-летний дед!), с которой он долгие годы поддерживал переписку из Петербурга. Ему очень хотелось увидеть как живут украинские крестьяне, встретиться со многими знакомыми, посмотреть и по возможности зарисовать исторические памятники, культуру и быт простого народа, записать народные песни. Все это вдохновляло его на создание поэтических произведений и новых картин! Поэтому маршруты поездок Шевченко были очень разнообразны. Уже в первые дни пребывания в Украине в Нежине он встретился со своим другом Иваном Сошенко, который работал здесь учителем гимназии, позднее побывал в гостях у родителей Е. Гребёнки и т.д. 
Большое впечатление на художника во время путешествий произвели, например, Межигорский монастырь под Киевом, Выдубицкий монастырь, Киево-Печерская Лавра, казацкий остров Хортица на Днепровских порогах, степные курганы и другие знаменитые места. В октябре 1843 г. Шевченко написал свое первое за период поездок стихотворение «Разрытая могила», где отразились горькие впечатления от увиденного. Неоднократно Шевченко заезжал в родную Кириловку, где по-прежнему видел бедственное положение крестьян. В сентябре 1843 г. он крестил здесь сына своего младшего брата Иосифа. В конце года выполнил свой новый автопортрет, на этот раз в новом для себя стиле – тушью. 
Пока Т. Шевченко путешествовал, слава о нём стремительно распространялась по России и даже за рубежом – его стихи печатали в разных журналах, эпиграфы к своим текстам брали другие авторы, о сочинениях Шевченко проводились жаркие дискуссии в литературных кругах, в Петербурге и Ростове-на-Дону в театрах ставили его пьесу «Назар Стодоля», все чаще его называют «народным поэтом». В одном из отзывов было написано, что «у всех, кто знает украинский язык, Шевченко пользуется необыкновенной славой. Его стихи знает вся Малороссия и наслаждается ими, как русские наслаждаются поэзией Пушкина…».
20 февраля 1844 г. Шевченко выехал из Украины назад в Петербург. Закончилась первая его поездка на родину. Пробыв здесь меньше года, тем не менее, Шевченко получил очень много впечатлений, но, к сожалению, больше отрицательных по причине крайне бедственного положения простых людей, угнетения, несправедливости. Ему хотелось чем-то помочь страдающим, обратить внимание на царящие порядки и пороки, призвать к необходимости изменений, и как художник он мог это сделать, прежде всего, в своем творчестве – стихах и рисунках.
1844 г. выдался очень плодотворным для Т. Шевченко. В январе, например, отдельной книжкой вышла поэма «Гамалия», рассказывавшая о славных запорожских казаках. Весной – летом были закончены новые поэмы, в том числе, «Сон», направленная против тирании, именно это произведение вскоре сыграло в жизни поэта судьбоносную роль. В течение года художник как результат своей поездки готовит также серию офортов (офорт – вид гравюры на металле, где основа для оттиска получалась в результате травления медной таблички специальной кислотой) под общим названием «Живописная Украина», которую предполагалось напечатать в трех частях. Первый выпуск из 6 работ был издан в ноябре 1844 г. и имел большой успех. Для того, чтобы собрать необходимые средства на издание Шевченко просит Общество поощрения художников о выдели некоторой суммы (300 руб.), а также устраивает подписку на предполагаемую серию в разных губерниях Украины. Деньги, полученные от продажи серии, Шевченко планировал потратить на выкуп своих родственников из крепостной неволи.
25 марта 1845 г. Шевченко начинает вторую поездку по Украине в целях «художественных занятий». Он путешествует преимущественно по Левобережной части, часто заезжая в Киев. В мае, побывав у семьи в Кириловке, рассказал о планах выкупа братьев и сестер, дав им надежду на лучшую жизнь. В июне 1845 г. Шевченко поступил на службу в так называемую «Археографическую комиссию» (Киевская комиссия для сбора древних актов). По заданию этой комиссии в течение всего лета он много ездит по Левобережью (Лубны, Полтава, Ромны, Переяслав, Чигирин, Миргород и др.), где собирает материал для продолжения серии «Живописная Украина», записывает фольклор. В конце лета создает новый автопортрет. Пока он находился в поездке, в ноябре 1845 г. Академия художеств выписала ему свидетельство о присвоении звания «художник по исторической и портретной живописи».
В самом конце 1845 г., находясь в Переяславле у знакомых, Шевченко тяжело заболел и в ожидании возможной смерти 25 декабря нашел силы написать короткое, но одно из самых известных своих стихотворений «Заповіт» («Завещание»), переведенное впоследствии почти на все языки мира. Этот стих стал настоящим гимном свободе, вестником грядущих изменений, призывом к борьбе с несправедливостью! Зимой – весной 1846 г. Шевченко продолжает путешествия по Украине (Нежин, Чернигов), много работает, общается с крестьянами. Про него в это время писали, что он «делает чудеса с украинским языком … многие его стихи знают уже наизусть…», близкие знаковые все чаще называет его «батько»! В конце апреля художник возвращается в Киев, где живет на разных квартирах, но в итоге устраивается в доме в самом центре города, где ныне находится государственный дом-музей Т.Г. Шевченко. Много времени уделяет знакомству с достопримечательностями города и их зарисовкам.
В сентябре – ноябре 1846 г. по заданию Археографической комиссии художник отправляется в поездку по землям Западной Украины – в Подольскую и Волынскую губернии (Каменец-Подольский, Житомир, Берестечко и др.) для записи народных преданий, сказок и песен, приобретения исторических документов, сбора сведений о памятниках. Особенно сильное впечатление производит на него знаменитая христианская святыня – Почаевская Лавра, изображенная им в ряде работ. По возвращении в Киев с большим количеством материалов художник подает прошение стать учителем рисования в Киевском университете.  
В Киеве от своего друга – историка, профессора Н.И. Костомарова, Шевченко узнает о существовании «Кирилло-Мефодьевского братства» – тайной организации, созданной в начале 1846 г. преподавателями и студентами Киевского университета для борьбы с царизмом и объединения славянских народов в этой борьбе. Основателями братства были молодые представители разных кругов – историк Н.И. Костомаров, писатель П.А. Кулиш, юрист Н.И. Гулак, журналист В.М. Белозерский и другие. Члены братства разработали программу действий, направленную против монархии, мечтали о свободном развитии украинской культуры через литературный журнал, национальный театр, просветительство среди разных слоев населения и т.п. Идеи братства были близки Шевченко и он стал активным участником – читал свои стихи, обсуждал вместе со всеми важные вопросы. «Братчики», как правило, собирались на квартирах друг у друга. 25 декабря очередное такое собрание проходило на квартире Н.И. Гулака и его подслушал студент-доносчик, живший по соседству.
Вскоре наступил «роковой» 1847 год. Т. Шевченко снова уехал на Левобережье, в Черниговскую губернию, для продолжения работы в комиссии по сбору исторических и фольклорных материалов, а в конце февраля поступил официальный донос на деятельность братства, который быстро пошел по всем органам власти. 17 марта в Петербурге было заведено дело на «заговорщиков», после чего начались аресты. У Н.И. Костомарова, например, при аресте нашли «Кобзарь». Поэтому у всех арестованных спрашивали – где Шевченко, какова его роль в братстве, почему его называют человеком, «способным угадывать потребности народа и даже целого века»? В жандармерии его потребовали срочно найти, задержать, обыскать и, если обнаружатся какие-либо опасные документы, то арестовать.
Ничего не подозревающего Шевченко арестовали 5 апреля на переправе через Днепр, когда он возвращался в Киев. Уже на следующий день он был отправлен в Петербург для содержания под стражей, в момент ареста при нем обнаружены связка стихов, письма, альбом с рисунками и рукопись поэтического сборника «Трі літа» («Три лета»). Государственные чиновники и жандармы посчитали, что это стихи «возмутительного и преступного содержания», поскольку в них проявляются вольные мысли – говорится о страданиях, крови, цепях, кнуте и т.п., и созданы они, чтобы «посевать неудовольствие к властям в народе». Например, в поэме «Сон» кроме критики самодержавия и крепостничества были дерзко высмеяны сами фигуры императора и императрицы.
Пока шло следствие, Шевченко находился в тюрьме, где, тем не менее, смог написать немало новых стихов. Многие из арестованных друзей на допросах пытались заступиться за поэта, говорили, что просто нравились стихи. Но нашлись и те, кто дал показания против него: что Шевченко, якобы, один из главных в братстве, распространял возмутительные мысли, называл всех монархов подлецами и т.д. Учитывая государственную важность, следствие по делу братства прошло быстро. Все его участники были осуждены на тюремные заключения или ссылки. Причастность Шевченко к политическому обществу прямо не была доказана, но поэта ожидало самое суровое наказание из всех. Приговор ему был вынесен 30 мая: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус…». На приговоре император Николай I лично добавил: «…с запрещением писать и рисовать». Уже на следующий день – 31 мая – Шевченко под охраной был отправлен в далекую Оренбургскую губернию.
Контрольные вопросы

1. Почему Шевченко, живя долгие годы в Петербурге, стремился попасть в Украину?
2. Какие места Шевченко посетил в свой первый приезд в Украину в 1843 г.?
3. Какие впечатления остались у поэта от посещения Украины и своей родины в Кириловке?
4. Почему Шевченко все чаще называли «народным поэтом»?
5. Как Шевченко мог помочь простому народу, крестьянам?
6. В каких литературных произведениях и художественных работах Шевченко отразил свои впечатления от путешествия по Украине?
7. Каким образом Шевченко решил вызволить своих родственников из крепостной зависимости?
8. Чем занимался Шевченко в составе Археографической комиссии в Киеве?
9. Каковы обстоятельства создания стихотворения «Заповіт»? О чем оно повествует?
10. Как жизнь Шевченко в 1840-е годы была связана с Киевом?
11. Для чего Шевченко совершил поездку по Западной Украине? С какими достопримечательностями он там познакомился?
12. Что такое «Кирилло-Мефодьевское братство»? Кто был его членами, какие цели ставили?
13. Почему Шевченко присоединился к деятельности Кирилло-Мефодьевского братства?
14. Когда и при каких обстоятельствах Шевченко был арестован? Что пытались установить жандармы в отношении Шевченко?

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 114 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка