Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Международные Шевченковские чтения в Астане

     27 апреля 2018 года в г. Астана на базе Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва состоялись VII Международные Шевченковские чтения «Творчество Тараса Шевченко и народные традиции», приуроченные к 204-й годовщине со дня рождения Великого Кобзаря. В очной или заочной формах в чтениях приняли участие более 30 представителей Казахстана, Украины, России, Словакии. Среди приглашенных гостей были научные сотрудники академических учреждений, преподаватели университетов, представители государственных органов, научной и творческой интеллигенции, институтов гражданского общества, председатели и члены украинских этнокультурных объединений из регионов Республики Казахстан, журналисты.

Подробнее...
Шевченковский праздник в Золотоношке

13 апреля 2018 г. в д. Золотоношка Стерлитамакского района прошел ежегодный Республиканский праздник «Шевченковские чтения – 2018», посвященный 204-й годовщине со дня рождения Т.Г. Шевченко. Праздник был организован Республиканским национально-культурным центром украинцев Башкортостана «Кобзарь» при поддержке Дома дружбы народов РБ. Золотоношка – старинное украинское село, основанное переселенцами в конце 19 века, принимала праздник уже четвертый раз подряд. С 1999 г. здесь действует Историко-культурный центр «Село Золотоношка», где созданы условия для сохранения и развития национальной культуры. Мероприятия праздника прошли на базе Дома культуры и Золотоношской средней общеобразовательной школы. Девизом праздника стали знаменитые слова Шевченко: «Учитеся, брати мої, думайте, читайте…»

Подробнее...

Календарь публикаций

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

(1843 – 1847 гг.)

19 мая 1843 г., получив отпуск в Академии художеств для посещения «Малороссийских губерний», Тарас Шевченко вместе со своим другом Евгением Гребёнкой выехал Украину, где не был уже 14 лет.

Прежде всего, Шевченко хотел посетить родные места на Звенигородчине, увидеть семью (еще был жив 100-летний дед!), с которой он долгие годы поддерживал переписку из Петербурга. Ему очень хотелось увидеть как живут украинские крестьяне, встретиться со многими знакомыми, посмотреть и по возможности зарисовать исторические памятники, культуру и быт простого народа, записать народные песни. Все это вдохновляло его на создание поэтических произведений и новых картин! Поэтому маршруты поездок Шевченко были очень разнообразны. Уже в первые дни пребывания в Украине в Нежине он встретился со своим другом Иваном Сошенко, который работал здесь учителем гимназии, позднее побывал в гостях у родителей Е. Гребёнки и т.д. 
Большое впечатление на художника во время путешествий произвели, например, Межигорский монастырь под Киевом, Выдубицкий монастырь, Киево-Печерская Лавра, казацкий остров Хортица на Днепровских порогах, степные курганы и другие знаменитые места. В октябре 1843 г. Шевченко написал свое первое за период поездок стихотворение «Разрытая могила», где отразились горькие впечатления от увиденного. Неоднократно Шевченко заезжал в родную Кириловку, где по-прежнему видел бедственное положение крестьян. В сентябре 1843 г. он крестил здесь сына своего младшего брата Иосифа. В конце года выполнил свой новый автопортрет, на этот раз в новом для себя стиле – тушью. 
Пока Т. Шевченко путешествовал, слава о нём стремительно распространялась по России и даже за рубежом – его стихи печатали в разных журналах, эпиграфы к своим текстам брали другие авторы, о сочинениях Шевченко проводились жаркие дискуссии в литературных кругах, в Петербурге и Ростове-на-Дону в театрах ставили его пьесу «Назар Стодоля», все чаще его называют «народным поэтом». В одном из отзывов было написано, что «у всех, кто знает украинский язык, Шевченко пользуется необыкновенной славой. Его стихи знает вся Малороссия и наслаждается ими, как русские наслаждаются поэзией Пушкина…».
20 февраля 1844 г. Шевченко выехал из Украины назад в Петербург. Закончилась первая его поездка на родину. Пробыв здесь меньше года, тем не менее, Шевченко получил очень много впечатлений, но, к сожалению, больше отрицательных по причине крайне бедственного положения простых людей, угнетения, несправедливости. Ему хотелось чем-то помочь страдающим, обратить внимание на царящие порядки и пороки, призвать к необходимости изменений, и как художник он мог это сделать, прежде всего, в своем творчестве – стихах и рисунках.
1844 г. выдался очень плодотворным для Т. Шевченко. В январе, например, отдельной книжкой вышла поэма «Гамалия», рассказывавшая о славных запорожских казаках. Весной – летом были закончены новые поэмы, в том числе, «Сон», направленная против тирании, именно это произведение вскоре сыграло в жизни поэта судьбоносную роль. В течение года художник как результат своей поездки готовит также серию офортов (офорт – вид гравюры на металле, где основа для оттиска получалась в результате травления медной таблички специальной кислотой) под общим названием «Живописная Украина», которую предполагалось напечатать в трех частях. Первый выпуск из 6 работ был издан в ноябре 1844 г. и имел большой успех. Для того, чтобы собрать необходимые средства на издание Шевченко просит Общество поощрения художников о выдели некоторой суммы (300 руб.), а также устраивает подписку на предполагаемую серию в разных губерниях Украины. Деньги, полученные от продажи серии, Шевченко планировал потратить на выкуп своих родственников из крепостной неволи.
25 марта 1845 г. Шевченко начинает вторую поездку по Украине в целях «художественных занятий». Он путешествует преимущественно по Левобережной части, часто заезжая в Киев. В мае, побывав у семьи в Кириловке, рассказал о планах выкупа братьев и сестер, дав им надежду на лучшую жизнь. В июне 1845 г. Шевченко поступил на службу в так называемую «Археографическую комиссию» (Киевская комиссия для сбора древних актов). По заданию этой комиссии в течение всего лета он много ездит по Левобережью (Лубны, Полтава, Ромны, Переяслав, Чигирин, Миргород и др.), где собирает материал для продолжения серии «Живописная Украина», записывает фольклор. В конце лета создает новый автопортрет. Пока он находился в поездке, в ноябре 1845 г. Академия художеств выписала ему свидетельство о присвоении звания «художник по исторической и портретной живописи».
В самом конце 1845 г., находясь в Переяславле у знакомых, Шевченко тяжело заболел и в ожидании возможной смерти 25 декабря нашел силы написать короткое, но одно из самых известных своих стихотворений «Заповіт» («Завещание»), переведенное впоследствии почти на все языки мира. Этот стих стал настоящим гимном свободе, вестником грядущих изменений, призывом к борьбе с несправедливостью! Зимой – весной 1846 г. Шевченко продолжает путешествия по Украине (Нежин, Чернигов), много работает, общается с крестьянами. Про него в это время писали, что он «делает чудеса с украинским языком … многие его стихи знают уже наизусть…», близкие знаковые все чаще называет его «батько»! В конце апреля художник возвращается в Киев, где живет на разных квартирах, но в итоге устраивается в доме в самом центре города, где ныне находится государственный дом-музей Т.Г. Шевченко. Много времени уделяет знакомству с достопримечательностями города и их зарисовкам.
В сентябре – ноябре 1846 г. по заданию Археографической комиссии художник отправляется в поездку по землям Западной Украины – в Подольскую и Волынскую губернии (Каменец-Подольский, Житомир, Берестечко и др.) для записи народных преданий, сказок и песен, приобретения исторических документов, сбора сведений о памятниках. Особенно сильное впечатление производит на него знаменитая христианская святыня – Почаевская Лавра, изображенная им в ряде работ. По возвращении в Киев с большим количеством материалов художник подает прошение стать учителем рисования в Киевском университете.  
В Киеве от своего друга – историка, профессора Н.И. Костомарова, Шевченко узнает о существовании «Кирилло-Мефодьевского братства» – тайной организации, созданной в начале 1846 г. преподавателями и студентами Киевского университета для борьбы с царизмом и объединения славянских народов в этой борьбе. Основателями братства были молодые представители разных кругов – историк Н.И. Костомаров, писатель П.А. Кулиш, юрист Н.И. Гулак, журналист В.М. Белозерский и другие. Члены братства разработали программу действий, направленную против монархии, мечтали о свободном развитии украинской культуры через литературный журнал, национальный театр, просветительство среди разных слоев населения и т.п. Идеи братства были близки Шевченко и он стал активным участником – читал свои стихи, обсуждал вместе со всеми важные вопросы. «Братчики», как правило, собирались на квартирах друг у друга. 25 декабря очередное такое собрание проходило на квартире Н.И. Гулака и его подслушал студент-доносчик, живший по соседству.
Вскоре наступил «роковой» 1847 год. Т. Шевченко снова уехал на Левобережье, в Черниговскую губернию, для продолжения работы в комиссии по сбору исторических и фольклорных материалов, а в конце февраля поступил официальный донос на деятельность братства, который быстро пошел по всем органам власти. 17 марта в Петербурге было заведено дело на «заговорщиков», после чего начались аресты. У Н.И. Костомарова, например, при аресте нашли «Кобзарь». Поэтому у всех арестованных спрашивали – где Шевченко, какова его роль в братстве, почему его называют человеком, «способным угадывать потребности народа и даже целого века»? В жандармерии его потребовали срочно найти, задержать, обыскать и, если обнаружатся какие-либо опасные документы, то арестовать.
Ничего не подозревающего Шевченко арестовали 5 апреля на переправе через Днепр, когда он возвращался в Киев. Уже на следующий день он был отправлен в Петербург для содержания под стражей, в момент ареста при нем обнаружены связка стихов, письма, альбом с рисунками и рукопись поэтического сборника «Трі літа» («Три лета»). Государственные чиновники и жандармы посчитали, что это стихи «возмутительного и преступного содержания», поскольку в них проявляются вольные мысли – говорится о страданиях, крови, цепях, кнуте и т.п., и созданы они, чтобы «посевать неудовольствие к властям в народе». Например, в поэме «Сон» кроме критики самодержавия и крепостничества были дерзко высмеяны сами фигуры императора и императрицы.
Пока шло следствие, Шевченко находился в тюрьме, где, тем не менее, смог написать немало новых стихов. Многие из арестованных друзей на допросах пытались заступиться за поэта, говорили, что просто нравились стихи. Но нашлись и те, кто дал показания против него: что Шевченко, якобы, один из главных в братстве, распространял возмутительные мысли, называл всех монархов подлецами и т.д. Учитывая государственную важность, следствие по делу братства прошло быстро. Все его участники были осуждены на тюремные заключения или ссылки. Причастность Шевченко к политическому обществу прямо не была доказана, но поэта ожидало самое суровое наказание из всех. Приговор ему был вынесен 30 мая: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихотворений, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус…». На приговоре император Николай I лично добавил: «…с запрещением писать и рисовать». Уже на следующий день – 31 мая – Шевченко под охраной был отправлен в далекую Оренбургскую губернию.
Контрольные вопросы

1. Почему Шевченко, живя долгие годы в Петербурге, стремился попасть в Украину?
2. Какие места Шевченко посетил в свой первый приезд в Украину в 1843 г.?
3. Какие впечатления остались у поэта от посещения Украины и своей родины в Кириловке?
4. Почему Шевченко все чаще называли «народным поэтом»?
5. Как Шевченко мог помочь простому народу, крестьянам?
6. В каких литературных произведениях и художественных работах Шевченко отразил свои впечатления от путешествия по Украине?
7. Каким образом Шевченко решил вызволить своих родственников из крепостной зависимости?
8. Чем занимался Шевченко в составе Археографической комиссии в Киеве?
9. Каковы обстоятельства создания стихотворения «Заповіт»? О чем оно повествует?
10. Как жизнь Шевченко в 1840-е годы была связана с Киевом?
11. Для чего Шевченко совершил поездку по Западной Украине? С какими достопримечательностями он там познакомился?
12. Что такое «Кирилло-Мефодьевское братство»? Кто был его членами, какие цели ставили?
13. Почему Шевченко присоединился к деятельности Кирилло-Мефодьевского братства?
14. Когда и при каких обстоятельствах Шевченко был арестован? Что пытались установить жандармы в отношении Шевченко?

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка