Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

(1847–1857 гг.)

31 мая 1847 г. через Москву, Симбирск, Самару Тарас Шевченко согласно приговору был отправлен для прохождения военной службы в далекую Оренбургскую губернию. «Опасного» преступника доставили за 2,5 тысячи км в самые короткие сроки – всего за 8 дней.

Таким образом, у поэта отобрали все самое ценное – свободу, связь с родиной и возможность творчества. Уже в ночь с 8-го на 9-е июня ссыльный Шевченко оказался в казармах 3-го Оренбургского линейного батальона. Оренбург в это время был не только военным гарнизоном, но и важным административным центром, столицей огромной губернии на восточных границах России со Средней Азией. Весть о прибытии Шевченко быстро разнеслась по небольшому городу, нашлись люди, уже знавшие сочинения поэта и слышавшие его имя. Тем более, что на службе здесь находилось немало поляков и украинцев, для которых имя Шевченко было особенно значимым. Новые знакомые быстро разыскали Шевченко, предложили свою дружбу и помощь, временно приютили на частной квартире. 
Поскольку в наказание поэту-солдату строжайше запрещалось писать и рисовать, то уже через 10 дней в чине рядового 5-го линейного батальона он был отправлен в один из отдаленных гарнизонов – Орскую крепость, что лежала на 250 км еще дальше на восток. Крепость произвела на поэта самое неприглядное впечатление – условия для службы и жизни здесь были чрезвычайно тяжелые из-за сурового степного климата, неустроенного казарменного быта, частых болезней, издевательств старших по званию. Через ежедневную изнурительную муштру и «шагистику» Шевченко хотели превратить в обычного послушного солдата и таким образом выбить из него все крамольные мысли. Чтобы не стать «мучеником на солдатской каторге», сохранить интерес к жизни Шевченко ведет переписку с прежними знакомыми в Петербурге, просит присылать книги (Шекспира, Гоголя, Лермонтова и др.) и рисовальные принадлежности, с февраля 1848 г. начинает вести дневник (к сожалению, записи не сохранились). Запрет на творчество стал для него самой «утонченной жестокостью». В нарушение всех правил, в тайне от постоянно наблюдающих за ним командиров Шевченко на отдельных маленьких листочках бумаги пытается записывать стихи и прячет их за голенище (в те времена называли «халява») солдатского сапога, так появляются знаменитые «захалявные книжечки». Из этих тайных записей часть пропала, часть была переписана позднее. Всего в Орской крепости было написано несколько десятков стихотворений. Добиться разрешения на рисование за примерное поведение, несмотря на постоянные хлопоты и прошения самого Шевченко, а также его друзей, так и не удалось.
В марте 1848 г. в Оренбург для подготовки научной экспедиции на Аральское море прибыл опытный морской офицера, капитан А.И. Бутаков, знавший Шевченко как непревзойденного художника. Он лично хлопотал перед высоким начальством в Оренбурге и Петербурге о прикомандировании ссыльного солдата к экспедиции для зарисовок береговых видов. 11 мая 1848 г. из Орской крепости началась сложнейшая военно-научная кампания – 38-дневный, 750-километровый переход каравана из 1500 повозок и нескольких сотен человек на Аральское море. Почти весь путь Шевченко, как и многие другие, проделал пешком. Подробности этого похода ярко описал в своей книге офицер и друг Шевченко – А.И. Макшеев. 19 июня после более месяца изнурительного пути по степи и полупустыне караван А.И. Бутакова достиг своей конечной цели – Раимского укрепления на реке Сыр-дарья. Здесь были спущены на воду для дальнейшего плавания в научных целях по Аральскому морю две шхуны – «Константин» и «Николай», привезенные в разобранном виде из Орска. Исследования берегов, недр, флоры, фауны Арала с перерывами на зимовки длились с 25 июля 1848 г. по 9 октября 1849 г. Пользуясь относительной свободой, Шевченко продолжал много писать и рисовать как по своим обязанностям штатного рисовальщика (более 70 рисунков), так и для души.
Вернувшись в Оренбург в конце октября 1849 г., Шевченко пробыл здесь полгода – до апреля 1850 г. А.И. Бутаков за активное и полезное участие в экспедиции хлопотал о предоставлении рядового Шевченко к званию младшего офицера, но безрезультатно, была выделена только денежная премия в 5 руб. серебром. Кроме того, перед своим отъездом в Петербург капитан просил у начальства, чтобы художника не возвращали в Орскую крепость, а разрешили остаться на службе в Оренбурге. Здесь он поселился на квартире своего друга Федора Лазаревского, много работал над окончательным завершением аральских рисунков. Строгий надзор за ним на какое-то время несколько ослаб, поэтому, несмотря на сохранение запрета, удается писать стихи и даже портреты некоторых известных горожан.
22 апреля 1850 г. на Шевченко был подан донос о неподобающем поведении. Автором этой кляузы после личного конфликта стал один из местных офицеров. Доносчик указал, что рядовой ходит в обычной одежде, а не в мундире; живет на квартире, а не в казарме; а самое главное – вопреки наказанию рисует и пишет стихи. В Оренбурге многие начальники знали об этом, искренне сочувствовали поэту, но на официальную бумагу надо было реагировать, чтобы самим не оказаться наказанными. Поэтому на квартире немедленно провели обыск, изъяли книги, частные письма, альбомы с рисунками, рисовальные принадлежности, а Шевченко в период расследования на две недели посадили под арест на гауптвахту (в настоящее время в этом помещении располагается музей Т. Шевченко).
Новое наказание было таким же суровым – перевести солдата назад в Орскую крепость, где он несколько месяцев продолжал сидеть под арестом вместе с настоящими преступниками – ворами и дезертирами, возобновление строжайшего надзора, возможность переписки только после тщательной проверки содержания писем. По окончании расследования в конце сентября 1850 г. Шевченко был отправлен в самую далекую точку Оренбургского военного корпуса – Ново-Петровское укрепление, которое находилось на краю пустынного полуострова Мангышлак на восточном берегу Каспийского моря. Неблизкий путь в сотни километров лежал через Оренбург, Уральск, Гурьев, далее на лодке через море.
На новое место службы Шевченко прибыл 17 октября, началась так называемая «вторая ссылка» поэта. Условия службы в непривычном азиатском климате были не менее суровые и жестокие, чем в Орске, отношения с часто менявшимися комендантами крепости складывались сложные, запрещенная переписка почти прервалась, оренбургские друзья остались далеко. Обычно солдат здесь заменяли через 2 года, Шевченко же оказался единственным, кто прослужил почти 7 лет. Но и в этих условиях художнику удавалось иногда украдкой рисовать и писать письма, передавая их лично в руки приплывавшим в гавань гостям гарнизона. Большим событием в монотонной жизни солдата было включение его в состав новой экспедиции в горы Кара-Тау в глубине полуострова для поиска полезных ископаемых. Шевченко занимался уже знакомым по Аралу делом – зарисовывал интересные природные виды. Экспедиция продолжалась с мая по сентябрь 1851 г. Считается, что из почти 180 рисунков, сохранившихся от новопетровского периода, 128 посвящены именно пейзажам Кара-Тау.
Годы службы в Ново-Петровской крепости тянулись мучительно медленно. Больше всего угнетало то, что совершенно неизвестен был срок освобождения, все прошения неизменно игнорировались без объяснения причин (на самом деле – за непреклонный характер, нежелание выслуживаться). Бесконечной чередой длились ежедневная муштра и несение караульной службы. Но в редкое свободное время Шевченко все же находил возможность разнообразить свою жизнь – занимался обучением детей комендантов (особенно сдружился с семьей подполковника И.А. Ускова), участвовал в театральных постановках, писал иконы для гарнизонной церкви, портреты сослуживцев, заводил знакомства с приезжающими на Мангышлак учеными, ухаживал за гарнизонным садом. Известно, что еще по дороге в Ново-Петровское укрепление, в Гурьеве, он подобрал на улице свежую ветку вербы и присадил на огороде. Ветка прижилась и выросла в большое дерево – «Тарасову вербу» (к сожалению, сегодня не сохранилась), ее отростки в память о поэте разошлись по всему миру, дав жизнь новым деревьям. За годы службы Шевченко удалось пойти и на некоторую хитрость. Дело в том, что официальный запрет распространялся только на рисование и поэзию на «малороссийском» языке, про другие виды творчества в документах не упоминалось. Поэтому художник, обнаружив как-то в окрестностях гарнизона хорошую глину, начал создавать скульптуры и это занятие открыло еще одну грань его таланта. Кроме того, Шевченко начал создавать знаменитый цикл прозаических сочинений на русском языке – небольшие повести автобиографического содержания. Всего их было написано около 20, но сохранилось и опубликовано только 9. Одна из них – «Близнецы» – как раз и посвящена годам солдатчины в Орской крепости и на Арале. 
После смерти главного тирана Шевченко – императора Николая I, казалось, забрезжил луч надежды. В марте 1855 г. наследник престола Александр II готовил манифест об освобождении большого числа заключенных по случаю восхождения на престол. Но Шевченко в этих списках опять не оказалось. Говорили, что новый царь якобы сам вычеркнул имя поэта, вспомнив, что тот оскорбил его мать. Но попытки добиться воли продолжались. За Шевченко лично хлопотали, например, вице-президент Академии художеств, граф Ф.П. Толстой, секретарь академии В.И. Григорович и многие другие уважаемые и высокопоставленные люди. Как писал Павло Кулиш: и «тогда бы и у нас на Украине взошло среди ночи солнце…».
Наконец, в январе 1857 г. в письмах из Петербурга пришли первые весточки, что поэт «прощен и скоро будет освобожден… из незамкнутой тюрьмы». За Шевченко теперь просил и сам генерал-губернатор В.А. Перовский, который включил его в новые списки, подаваемые ко двору императора по случаю коронации. Друзья уже начинали собирать деньги на проезд до Петербурга и обустройство на воле. Но строгая бюрократия согласования списков и издания многочисленных распоряжения затянули дело на несколько месяцев. Указ В.А. Перовского был подписан только 28 мая 1857 г. Но свобода стоила дорого – Шевченко хоть и восстанавливался в правах художника, но должен был оставаться под надзором в Уральске или Оренбурге и без разрешения дальнейшего проживания в столицах – Москве и Петербурге. Соратники по службе уже начали открыто поздравлять Шевченко со свободой, но в Ново-петровский гарнизон официальные бумаги все не приходили. Поэт с надеждой ежедневно встречал каждую рыбацкую лодку с письмами, а долгожданного документа все не было. Желая отвлечься работой, с 12 июня он начал вести знаменитый «Дневник», где подробно и красочно описал многие события своей жизни. Комендант крепости И.А. Усков, видя мучения своего друга и зная, что указ об освобождении уже есть (но еще не зная его содержания!) под свою ответственность, 31 июля выдал всё-таки разрешение на проезд до Астрахани и далее до Петербурга.
2 августа 1857 г. на попутной рыбацкой лодке через Каспийское море Шевченко отбыл в Астрахань, куда прибыл через три дня. Настоящий указ пришел в крепость только 28 августа, но за его невыполнение И.А. Усков, к счастью отделался лишь строгим выговором. Так закончилась подневольная военная служба, «каторжное десятилетие, включающее 3 года в оренбургской степи и 7 лет в казахской пустыне. Некогда 33-летний крепкий молодой человек заметно постарел, поседел, потерял здоровье и возвращался домой 43-летним больным стариком. Но главное – Тарас Шевченко остался жив, не покорился злой воле своих палачей и выполнил обет, данный в день вынесения приговора: «Я сказал себе, что из меня не сделают солдата. Так и не сделали!» 
Выводы:
1. В самых неблагоприятных, часто нечеловеческих условиях Шевченко благодаря любви к жизни, силе воли, сохранил достоинство, уважение и любовь многочисленных друзей и знакомых.
2. «Солдатчина», как ни парадоксально, стала одним из наиболее плодотворных периодов жизни с точки зрения творчества. В неимоверных условиях созданы сотни рисунков, написаны десятки стихов, появились повести и скульптуры.
3.  Популярность Шевченко и его произведений, несмотря на годы ссылки и запрет издавать и продавать его книги, еще больше выросла.
4. В современном Казахстане на пути Аральской экспедиции установлено много памятных знаков, созданы музеи. С 1939 г. бывшее Ново-Петровское укрепление носит имя Форт-Шевченко, где открыт мемориальный комплекс в честь поэта.

Контрольные вопросы:

1. Почему Т. Шевченко был отправлен для прохождения военной службы именно в Оренбургскую губернию?
2. Каковы были условия жизни и службы в Орской крепости?
3. Что такое «захалявные книжечки»? В чем их значения для творчества поэта?
4. Почему Шевченко принимал участие в Аральской экспедиции 1848–1849 гг.? Чем он занимался в этот период?
5. По какой причине Шевченко повторно оказался в Орской крепости?
6. Каким образом Шевченко попал на службу на полуостров Мангышлак?
7. Какие возможности для творчества находил Шевченко во время службы в Ново-Петровском укреплении?
8. Почему освобождение Шевченко тянулось долгие годы? Кто помогал в решении этого вопроса?
9. Как Шевченко переносил тяготы военной службы? Какие качества его характера проявились в этот период?
10. Как отражены годы «солдатчины» в изобразительном и поэтическом творчестве Шевченко?

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка