Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

ПОЛОЖЕНИЕ
об Открытом конкурсе Приволжского Федерального округа
на знание жизни и творчества Тараса Шевченко
среди детей и юношества «Возвеличим память Кобзаря» 

1. Общие положения

1.1. Открытый конкурс Приволжского Федерального округа (далее – ПФО) на знание жизни и творчества Тараса Шевченко среди детей и юношества «Возвеличим память Кобзаря» (далее – Конкурс) посвящен 200-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко и проводится в рамках Международного Года Тараса Шевченко в 2014 г.
1.2. Организаторами Конкурса являются Генеральное консульство Украины в Нижнем Новгороде, Аппарат Полномочного Представителя Президента РФ в ПФО, Представительство МИД России в Нижнем Новгороде, Национальный музей Т. Шевченко (Киев), НГЛУ им. Н. Добролюбова, украинские национально-культурные объединения субъектов ПФО, МРОО «Научное общество украинистов им. Т.Г. Шевченко», Ассоциация украинских воскресных школ России.
1.3. Конкурс направлен на укрепление гуманитарного сотрудничества в культурно-образовательной сфере между Россией и Украиной на основе изучения биографии, популяризации поэтического и художественного творчества Тараса Григорьевича Шевченко (1814–1861).

2. Цели и задачи Конкурса

2.1. Выявление одаренной молодежи, развитие ее творческого потенциала.
2.2. Расширение знаний детей и юношества о жизненном пути и творчестве Тараса Шевченко, обогащение нравственных качеств и эстетических взглядов на примере деятельности великого поэта и художника.
2.3. Воспитание детей и юношества в духе патриотизма, уважения к языку и культурному наследию украинского народа, укрепление положительного образа Украины.
2.4. Развитие и укрепление культурных связей между народами Российской Федерации и Украины. 
2.5. Содействие развитию украинского национального образования, укрепление взаимодействия между украинскими воскресными школами Приволжского Федерального округа. 
2.6. Объединение усилий украинских национально-культурных обществ ПФО по проведению юбилейных мероприятий к 200-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко.
 
3. Порядок участия в Конкурсе

3.1. Принять участие в Конкурсе могут учащиеся украинских воскресных школ и классов с изучением предметов украиноведческого цикла Приволжского федерального округа (других административно-территориальных единиц – по согласованию), а также учащиеся средних общеобразовательных школ, национальных воскресных школ, студенты средних специальных и высших учебных заведений. 
3.2. Участники Конкурса разделяются на четыре возрастные категории:
1-я – учащиеся начальных классов;
2-я – учащиеся 5–8-х классов общеобразовательных учреждений;
3-я – учащиеся 9–11-х классов общеобразовательных школ и средних специальных профессиональных образовательных учреждений;
4-я – студенты высших учебных заведений.
Участники Конкурса, заявленные от национальных воскресных школ, распределяются по указанным категориям.
3.3. Предполагается участие в Конкурсе в индивидуальной и командной формах (на отборочных этапах – по усмотрению субъектов ПФО). Финальный этап проводится исключительно в индивидуальной форме.
3.4. Приветствуется участие в Конкурсе детей и молодежи разных национальностей.
3.5. Конкурс проводится на русском языке. Учащиеся украинских воскресных школ и классов с изучением предметов украиноведческого цикла по желанию могут выполнять задания на украинском языке. 

4. Регламент проведения Конкурса

4.1. Конкурс проводится в два этапа: 1) отборочный (региональный) по субъектам ПФО (январь – февраль 2014 г., дата определяется по решению местных НКО); 2) финальный – в Нижнем Новгороде (март 2014 г., дата определяется Оргкомитетом).  
4.2. Для каждой из указанных возрастных категорий предлагаются тематическая викторина в виде вопросов и/или творческие задания соответствующего уровня сложности, которые разрабатываются членами Оргкомитета на основе наиболее известных фактов из жизни и творчества Т.Г. Шевченко, произведений Кобзаря.
4.3. Задания на каждом этапе являются закрытыми, универсальными (т.е. одинаковыми для всех субъектов ПФО) и объявляются ответственными за проведение Конкурса непосредственно в день и час проведения викторины.
4.4. Список литературы, рекомендованный для подготовки к участию в Конкурсе, объявляется и распространяется через СМИ ПФО, украинские национально-культурные объединения субъектов ПФО, интернет-сайты украинских организаций России до 15 ноября 2013 г. Оргкомитет Конкурса, в случае необходимости, оказывает содействие в распространении необходимых источников информации.
4.5. На отборочном (региональном) этапе Конкурс проводится в один тур. Приветствуется оформление помещений (кабинетов, классов и т.п.) для Конкурса в шевченковском стиле. Предусматриваются письменные ответы на вопросы викторины или творческие задания (в зависимости от возрастной категории) на заранее распечатанных бланках. Участники в первой и второй возрастных категориях дополнительно выполняют рисунок (в любой технике исполнения) по мотивам биографии и творчества Т.Г. Шевченко. Участники в третьей и четвертой категориях – мини-сочинение/эссе на предложенную тему. Общее время выполнения заданий – до 1,5 часов.
4.6. Задания Конкурса направлены на выявление знаний об основных фактах биографии, особенностях литературного и художественного творчества Т.Г. Шевченко, памятных местах и событиях, связанных с пребыванием Кобзаря в России и Урало-Поволжье.
4.7. Приветствуются также электронные презентации, поделки, самостоятельно сочиненные стихи и другие творческие работы, которые, по мнению участников, раскрывают тему жизни и творчества Великого Кобзаря. Данные работы могут рассматриваться жюри как дополнительные основания для распределения итоговых мест и/или поощряться дополнительными наградами и призами.  
4.8. Победители и участники, занявшие наиболее высокие места на отборочных этапах, получают возможность принять участие в финальном Конкурсе в Нижнем Новгороде (количество представителей от субъектов ПФО – по согласованию).  
4.9. Конкурсные задания отборочного и финального этапов не совпадают.   
4.10. В рамках общего Конкурса для всех желающих на отборочном и финальном этапах проводятся выставки творческих работ (жанр – по выбору) по мотивам биографических фактов и произведений Т.Г. Шевченко. Работы, представленные на отборочном туре, могут быть направлены на итоговую выставку финального тура. 
4.11. Организация финального тура в Нижнем Новгороде, помимо Конкурса, предполагает проведение экскурсионных и просветительских мероприятий. 
4.12. Списки участников отборочного тура от субъектов ПФО предоставляются в Оргкомитет по установленной форме (см. Приложение № 1) не менее чем за неделю до даты проведения Конкурса. Результаты проведенных отборочных этапов и списки участников от субъектов ПФО на финальный этап предоставляются до 1 марта 2014 г. по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
5. Порядок подведения итогов Конкурса

5.1. Членами Конкурсных комиссий (жюри) на отборочном и финальном этапах могут быть активисты национально-культурных организаций, педагогические и творческие работники, представители местных и государственных органов власти (3-5 человек). Комиссия выбирает из своих членов председателя и секретаря.
5.2. После завершения викторины жюри оценивает каждый правильный ответ конкурсных заданий в 1 балл, рисунок или мини-сочинение/эссе оценивается по 10 балльной шкале.
5.3. Члены жюри обращают внимание на точность ответов на вопросы конкурсного задания, наличие обоснованного собственного мнения в сочинении, завершенного образа в рисунке.  
5.4. В каждой возрастной группе жюри определяет победителей, занявших 1, 2 и 3 места.
5.5. Победители Конкурса в каждой возрастной категории определяются простой арифметической суммой оценок, результаты Конкурса отражаются в итоговом протоколе жюри (см. Приложение № 2), подписанном председателем и секретарем. 
5.6. Если два и более участников набрали одинаковое количество баллов, победитель определяется дополнительным открытым голосованием членов жюри. В исключительных случаях принимается решение о награждении нескольких участников дипломом одинаковой степени.

6. Награждение участников и победителей Конкурса

6.1. Победители Конкурса на каждом из этапов получают дипломы I, II, III степеней, участники – грамоты.
6.2. Все участники Конкурса, а также выставки рисунков, получают памятные подарки.
6.3. Педагоги и руководители, подготовившие конкурсантов, получают благодарственные письма.  
6.4. Денежные вознаграждения не предусмотрены.
6.5. Лучшие работы на конкурсе рисунков будут рекомендованы для экспонирования на различных площадках России и Украины на протяжении 2014 г. – Международного Года Тараса Шевченко.
6.6. Лучшие сочинения или их фрагменты будут рекомендованы к публикации в тематическом сборнике по итогам Конкурса.

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 194 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка