Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ:
БИБЛИОГРАФИЯ НОВЫХ РАБОТ
О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. БОЛЬШАКОВА

Т.Л. Большакова, член Союза журналистов России
Т.А. Камскова, кандидат педагогических наук

В 2005 г., уже после смерти Л.Н.Большакова, увидел свет
биобиблиографический указатель «Леонид Наумович Большаков» -наиболее
полное библиографическое издание, объединяющее публикации в виде
отдельных изданий и статей, комментариев в справочниках, словарях,
сборниках, журналах, газетах.

За прошедшие после выхода указателя годы появилось значительное
количество публикаций, авторы которых исследуют разные аспекты
многообразной деятельности Л.Н.Большакова, рассказывают о жизни
писателя и ученого, анализируют его вклад в литературоведческую науку и
т.д. Представляют интерес и публикации эпистолярного наследия писателя,
других материалов из его домашнего архива, а также работы, созданные на
основе изучения названных источников.

Таким образом, предлагаемая публикация представляет собой дополнение
к библиографическому указателю «Леонид Наумович Большаков» и, мы
надеемся, окажется полезной как работникам библиотек, так и следующим
поколениям исследователей, послужит основой для будущих разысканий.

Настоящая библиография состоит из трех разделов: “Публикации Л.Н.
Большакова”, “Литература о жизни и деятельности Л.Н. Большакова»; в
отдельный раздел выделены материалы, посвященные Большаковским
чтениям и вышедшим на их основе сборниках. Следует добавить, что в
разделы включены публикации, по разным причинам не вошедшие в
биобиблиографический указатель 2005 г. В начале каждого раздела названы
отдельные публикации, далее материал сгруппирован в прямой хронологии в
алфавитном порядке.

2004

Публикации Л.Н. Большакова

1. Десять лет Інституту Тараса Шевченко в Оренбурге // Слобожанщина:
літературний вимір. – Збір. наук. праць. – Луганськ: Знання, 2004. –
Вип.ІІ. – С.67 – 68.
2. Се человек: [из неопубликованной книги о Т.Г.Шевченко] // Ученый.
Писатель. Гражданин: материалы Первых Большаковских чтений: 18
марта 2005. – Оренбург, 2005. - С. 67- 69.

Литература о жизни и деятельности Л.Н.Большакова

3. Акіншина, І.М. Жанрово-стильові особливості художньо-біографічної
прози 80-90-х років ХХ століття: автореф. дис. … канд. філол. наук.
Дніпропетровськ.
4. Савенко, І.Л. Жанрово-стильові особливості біографічного романупошуку:
автореф. дис. …канд. філол. наук.10.01.06. теорія літератури /
I. Л. Савенко. – Тернопіль, 2006. – 18 с.
5. Ученый. Писатель. Гражданин: материалы Первых Большаковских
чтений: 18 марта 2005 / науч. ред. А. В. Кирьякова. – Оренбург: РИК
ОГУ, 2005. -80 с. -Из содерж.: Марченко Л.А. Роль творчества
Л.Н.Большакова в развитии исторического и национального
самосознания жителей г.Оренбурга.-С. 12 – 14; Скопинцева Т.Ю.
Хранитель или образ воина в войне культурных миров. – С.15 – 28;
Ротач П.П. Вклад Леонида Большакова в украинское
шевченковедение.-С.29-33; Любичанковский А.В. Значение книг Л.Н.
Большакова для отечественного толстоведения. – 34 – 38; Камскова
Т.А. Л.Н. Большаков – создатель НИИ Тараса Шевченко. – С. 39 – 42;
Коломиец Г.Г. Персонально-региональные энциклопедии Л.Н.
Большакова в свете культурной антропологии. – С. 43-49; Большакова
Т.Л. Биобиблиографический указатель «Леонид Наумович Большаков».
– С.50 – 54; Петрунь В.Ф. Личный фонд Л.Н.Большакова в
Государственном архиве Оренбургской области. – С.55 – 54; Шевченко
И.Б. Мемориальная библиотека Л.Большакова в ОГУ. – С. 60-61; Каган
И.И. Леонид Большаков и его творчество глазами оренбургского
коллеги и почитателя. – С. 62-64; Белый А.И. Прощание с другом. – С.
65 – 66.
6. Вторые Большаковские Чтения. Культура Оренбургского края: история
и современность: сб. науч.ст. / науч. ред. С.В. Любичанковский. –
Оренбург: ДИМУР, 2006. – 256 с. – Из содерж.: Дегтярева Т. Мастер
литературного поиска. -. С.8 – 11; Богуславская С. Уроки добра и
красоты: Л. Н. Большаков как воспитатель молодежи. – С. 12 – 25;
Банников А.П. Памяти Леонида Наумовича Большакова. -С. 26-29;
Марков А. Моя переписка с Леонидом Большаковым. – С. 30-34;
Румянцева В. Фельетоны Л.Н. Большакова в «Орском рабочем».– С.
202– 207; Долин Ю. Оренбургская энциклопедическая трилогия
Леонида Большакова. – С. 208 – 210; Камскова Т. Автографы
свидетельствуют…: из коллекции мемориальной библиотеки Л.Н.
Большакова. – С. 211-214; Большакова Т. Штрихи к портрету К.
Симонова (на материалах эпистолярного наследия Л. Н. Большакова). –
С.221 – 223.
7. Третьи Большаковские Чтения. Культура Оренбургского края: история
и современность: науч.-образов. и культ.-просвет. альманах / науч. ред.
С.В. Любичанковский. – Оренбург: ДИМУР, 2007. – 300 с. -Из
содерж.: Марченко Л.А. Л. Н. Большаков как общественный деятель. –
С. 8-9; Кирьякова А.В. Нравственные ценности в произведениях Л.Н.
Большакова и современность. – С. 10 – 16; Большакова Т.Л. «Не могу я
не идти к микрофону»: о радиопублицистике Леонида Большакова. – С.
17 -22; Шевченко И.Б. Коллекция Л.Н. Большакова в отделе редких и
ценных книг научной библиотеки ОГУ. – С. 23 -227; Камскова Т.А.
Оренбургские книжные памятники как объект научнобиблиографического
изучения (на примере фондов областной научной
библиотеки им. Н.К. Крупской): [ в т. ч. о рукописной книге,
обнаруженной Л.Н.Большаковым].-С. 71-77; Дубинин А.Н. Культура
многонационального Оренбуржья: историографический обзор:[в
содерж. ссылки на книги Л.Н.Большакова].– С. 105 – 111; Судоргина
Т.В. Документы Государственного архива Оренбургской области о
первых шагах местного телевидения: [ в т. ч. о Л.Н.Большакове –
директоре (1962-1967гг.)]. – С. 215 -224; Карасевич Ю.М.
Становление и развитие телевидения в Оренбурге. – С. 225 – 232.
. Наша
культура (Варшава). – 1984. - № 4(301). – С 3-5.- (на укр. яз.).
, .
Долин // Оренбургский край.- 1999. - № 3. - С.46.
10. Акіншина, І. Біографічна проза Л. Большакова в контексті художньої
літератури останнього десятиліття ХХ століття / I. Акiншина // Вісник
Луганського державного педагогічного університету імені Тараса
Шевченка. . 2001. . № 8 (40) серпень. . С. 25 . 33.
11. Савенко, І.Л. Л.Н. Большаков – науковець, письменник-документаліст /
I. Л. Савенко // Документалістика на зламі тисячоліть: проблеми теорії
та історії. – Луганськ: Знання, 2001. – С.51 – 57.
12. В.С. [Рец. на кн. «Возвращение Григория Винского». Оренбург:
Печатный Дом «Димур»,1999. 336 с.] / В. С. // Вест. Рос. ун -та
Дружбы Народов.- 2003-2004. - № 7-8. – С. 249-251.

2005

13. Большакова, Т.Л.
Армянский поэт на оренбургской земле / Т.Л.
Большакова //Этнокультурная мозаика Оренбуржья. -2005. -№ 1-2. –
С.33-34; то же //Художественная литература и Кавказ: материалы 1
Междунар. науч.-практ. конф., г. Сочи, 23-24 сент. 2005 г./ под ред.
Л.П. Егоровой. - Сочи, 2006. - С. 171-174.
14. Большакова, Т. Л Записки боевого товарища: неизвестные страницы
героической борьбы М.Джалиля в подполье: документ с
комментарием / Т.Л. Большакова, Т.А. Камскова //Евразийское
ожерелье: альманах обществ. ин-та истории народов Оренбуржья им.
М. Джалиля. Вып. 6. – Оренбург, 2005. – С. 27-37.
15. Отыскал он книги славные//Веч.Оренбург. – 2005. - № 31 (4 авг.) - С.7.
16. Шевченко, И. «Трудов ваших хватило бы на пять жизней» /
И.Шевченко // Оренбургский Университет ( Оренбург). -2005.- №11(16
марта).- С.13.

2006

17. Вы открыли мне много нового: [из переписки Л.Н. Вышеславского с
Л.Н.Большаковым] /публикация и комментарии Т. Л. Большаковой //
Ренессанс (Киев). – 2006. - №3. - С.131-137.
18. Большакова, Т.Л. История создания «Записок Скобелева» / Т. Л.
Большакова // Мужество останется в веках: сб. юбил. материалов к 100летию
со дня рождения М. Джалиля. – Оренбург, 2006. – С. 34-35.
19. Большакова Т.Л. Мужество останется в веках / Т. Л. Большакова //
Оренбургский край.- 2006. - №1. –С.36-37.
20. Большакова, Т.Л. Человек живет пока его помнят / Т. Л. Большакова //
Пед. журнал. - 2006. - № 1. - С. 66-68.
21. «Прочтется с особенным интересом»:
из переписки Н.Н. Гусева с
Л.Н.Большаковым / публ., примеч. и вступ. ст. Т.Л. Большаковой //
Толстовский ежегодник 2003. –Тула, 2006. – С.419 – 428.

2007

22. Большакова, Т.Л. В письмах – эпоха: [на материале эпистолярного
наследия Л.Н.Большакова] / Т. Л. Большакова //Пед. журнал.-2007. -№
2.- С.63-68.
23. Большакова, Т. Завидная судьба – творить вечное / Т. Л. Большакова //
Лица Оренбурга. - 2007. - октябрь. – С. 22-26.
24. Камскова, Т.А. Владельческие книжные собрания в отделе редких книг
оренбургских библиотек: [О б-ке Л.Н.Большакова в фонде редких книг
науч. б-ки ОГУ] / Т. А. Камскова, Т. Л. Большакова // Книжные
памятники: опыт творческого использования. – Челябинск, 2007.-С.
33-39.
25. Перчик, Л.С. Большаков Л.Н. – «Удивительный человек из
Оренбурга» (Павло Загребельный) / Л. С. Перчик // Православие на
Урале: исторический аспект, актуальность развития и укрепления
письменности и культуры. В 2 ч. Ч.2.- Челябинск, 2007. – С.256-265.
26. «Я всей душой люблю своего героя»: [Из истории работы над романом
о В.И.Дале: на материале писем М.Я.Бессараб к Л.Н.Большакову.
Предисловие, комментарии и публикации писем
Т.Л.Большаковой] //Пед журнал, - 2007. - № 1.- С.51-57.

2008

27. Большакова Т. Л. "Верный рыцарь Владимира Даля" (на материале
писем М. Я. Бессараб Л. Н. Большакову) //Далевское
литературоведение. -Луганск: ГУ "ЛНУ имени Т. Шевченко", 2008. Вып.
1. - С. 124-137.
28. Большакова, Т.Л. Вклад Л.Н.Большакова в развитие культуры Урала /
Т. Л. Большакова //Культура Урала в 16-21 вв.: исторический опыт и
современность: материалы докладов и сообщений Всерос. науч. конф.,
посвящ. 75-летию проф. В.Г.Чуфарова. Кн. первая.- Екатеринбург, 2008
– С.195-199.
29. Большакова, Т.Л. Григорий Винский и микроистория Поволжья
последней четверти 18 века: [о кн. Л.Н.Большакова процесса] / Т. Л.
Большакова // V Сытинские чтения: Всерос. науч.-практ. конф.
«История и культура Поволжья в микроисторическом измерении»
г.Ульяновск, 23-24 окт.2008г.: тезисы докладов. – Ульяновск, 2008. –С.
66-67.
30. Большакова, Т.Л. Жизнь продолжается / Т. Л.
Большакова //Оренбургская криница.- № 8 – 2008.- С.12-14.
31. Большакова, Т.Л. Использование документальных и вещественных
источников из наследия Л.Н.Большакова в музейных экспозициях / Т.
Л. Большакова //История ХХ века в музейном отражении: материалы
межрегион. науч.-практ. конф. – Оренбург, 2008. - С.53-55.
32. Большакова, Т.Л. Отыскал он книги славные //Невский библиофил.
Вып.13. –Санкт-Петербург: изд-во «Сударыня», 2008. – С.28-36.
33. Большакова, Т.Л. Реабилитация жизнью: [ О Скобелеве] / Т. Л.
Большакова //Лица Оренбурга, -2008.-июнь. – С. 58-61.
34. Мялова, О. Имя живет вечно /О. Мялова //Веч.Оренбург. – 2008. -6
авг. - С.5.

О Большаковских чтениях

35. Горохов, П. Альманах: Третьи Большаковские чтения. Культура
Оренбургского края: история и современность: науч.-образов. и культ.просвет.
альманах / науч.ред. С.В.Любичанковский
Оренбург:Печатный Дом «Димур»,2007.-300с. / П. Горохов, В.
Кашин // Вестник ОГУ- 2007. - № 3(март).- С.178-179.
36. Иванов, Н. Большаковский март / Н. Иванов // Моск. комсомолец. –
2007. - 28-марта-4 апр.
37. Павлова, Е. Любить – это знать / Е. Павлова // Веч. Оренбург. – 2007.№
13(28 марта).
38. Сбруев, В. Большаковские чтения / В. Сбруев // Журналист. – 2006.№
12. – С.7.
39. Трофимов, Ю. Третьи Большаковские чтения / Ю. Трофимов//
Университет ( Оренбург) - 2007- 4 апр.( №14). - С.13.
40. Черткова, Н. Путь исследователя / Н. Черткова // Оренбургский
Университет ( Оренбург). -2006.- 5 апр. - С.13.

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 115 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка