Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Программа Девятых Международных Шевченковских чтений (Канев, 23 сентября 2021 г.)

ШЕВЧЕНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ Т.Г. ШЕВЧЕНКО НАН УКРАИНЫ

ЧЕРКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ М.О. АУЭЗОВА КН МОН РК

УКРАИНСКИЙ ЦЕНТР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДА УКРАИНЦЕВ КАЗАХСТАНА»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ «ИНСТИТУТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

при информационной поддержке

МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СВЯЗЕЙ С ДИАСПОРОЙ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА «ЛЬВОВСКАЯ ПОЛИТЕХНИКА»

ПРОГРАММА

Девятых Международных Шевченковских чтений

«СОЗДАНИЕ НОВОЙ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ»

(К 160-й годовщине со времени возвращения Тараса Шевченко в Украину)

Канев, 23 сентября 2021 года

Подробнее...
К 160-летию перезахоронения Тараса Шевченко

22 мая – дата перезахоронения Тараса Шевченко. Уже год с нами нет Валентина Иващенко. Глубокая незаживающая рана. Огромная, никем не заполненная ниша. Он много сделал чтобы мои поездки в Петербург были продуктивными и интересными. Эту статью посвящаю памяти Валентина. 22 мая 1861 года возле Канева на Черкащине было захоронено тело Великого украинского Кобзаря – Тараса Григорьевича Шевченко. Тарас Шевченко последние свои дни прожил в Санкт-Петербурге в здании Академии Художеств на берегу Невы, там у Шевченко была небольшая комната, в которой он жил и работал. Комната была поделена деревянной перегородкой на 2 этажа. Верхний этаж был предназначен преимущественно для жилья, а нижний для работы. В этой комнате, в возрасте 47 лет, на лестнице между этажами и остановилось сердце Кобзаря.

Подробнее...

Календарь публикаций

Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

     170 лет назад, 31 октября 1849 года завершилась знаменитая научная экспедиция на Аральское море, в задачи которой входило выполнение топографической съемки и замеры глубин для дальнейшего составления карт, сбор сведений о природных ресурсах, условиях и возможностях организации судоходства. Во главе экспедиции стоял капитан-лейтенант Алексей Иванович Бутаков – опытный морской офицер, ученый-географ, путешественник. В составе экспедиции находился Тарас Шевченко, выполнивший за время похода большое количество рисунков, отразивших особенности моря и береговой линии, а также культуру и быт казахов.

     Поскольку Шевченко проходил военную службу в Орской крепости в качестве наказания за свои общественно-политические взгляды, высочайшим указом ему было запрещено «брать в руки перо и карандаш». Но А. Бутаков лично выхлопотал перед начальством разрешение на включение Шевченко в состав участников похода, поскольку для научных целей было необходимо с максимальной точностью «снимать», т.е. зарисовывать окружающие виды.

     Экспедиция началась 11 мая 1848 г., когда снаряженный караван из более 1,5 тысяч повозок и нескольких сотен человек отправился из Орской крепости в крепость Раимскую, основанную незадолго до этого в устье реки Сырдарья. 19 июня караван достиг своей цели, пройдя по степи и полупустыни почти 750 км. Шевченко наравне со всеми участниками стойко перенес все тяготы изнуряющего перехода, проделав путь пешком (караван сделал более 30 дневных переходов). Уже в дороге Шевченко делал первые рисунки –  «Джангыс-агач», «Укрепление Иргиз-кала», «Пожар в степи», «Дустанова могила», «Дневание экспедиционного табора в степи» и др. Тогда же рождается замысел, наверное, самого знаменитого стихотворения аральского периода «У Бога за дверями лежал топор», окончательно воплощенный уже в Раиме. В его основе – впечатления поэта от встречи в степи с одиноким деревом, которое казахи почитали как святое.

     Из Орской крепости экспедиция привезла с собой в разобранном виде два корабля – «Константин» и «Николай». На Раимской пристани еще почти пять недель продолжалась подготовка к плаванию и, наконец, 25 июля 1848 г. шхуны были спущены на воду, через два дня достигли острова Косарал и 30 июля «Константин» вышел в море – так началась морская часть экспедиции. В общей сложности в Раиме за все время похода Шевченко находился с перерывами несколько месяцев, но это место сыграло значительную роль в его творчестве. Здесь было написано немало стихов, созданы несколько рисунков, навсегда сохранивших для истории внешний вид и окрестности небольшого форта.

     Два месяца продолжались исследования – съемка и промеры глубин у разных берег, открыта и описана группа островов. Шевченко пишет акварели с видами большинства из них – «Остров Куг-Арал», «Мыс Бай-Губек», «Крутой берег Аральского моря», «Берег острова Николая» и многие другие. В конце сентября команда вернулась на остров Косарал, где с октября 1848 года началась длительная зимовка. На острове был также устроен небольшой форт примерно на 50 человек, размещались база для экспедиции и рыболовная ватага. Шевченко провел здесь осень и зиму с сентября 1848 года до конца января 1849 года, а также находился во время непродолжительных перерывов в дальнейших плаваньях. На зимовке, в Раиме и на Косарале, Шевченко работал над акварелями, посвященными повседневной жизни и быту местного населения – казахам-кочевникам. Возможность лично и подробно познакомиться с ними вызвала искренний интерес художника. Так появились выразительные акварели «Казахи около огня», «Казахский мальчик разжигает трубку», «Казахи в юрте», «Казахская стоянка на Кос-Арале», «Казах на коне» и другие. Именно на Косарале была создана значительная часть рисунков, написаны более 70 стихотворений, что позволило известному шевченковеду Леониду Большакову считать, что «Косарал явился настоящей творческой мастерской художника».

     После семимесячной зимовки, с начала мая и до конца сентября 1849 года проходила второе плавание по Аральскому морю. В этот период Шевченко продолжает работать по заданию экспедиции, создавая в основном рисунки с географической тематикой – «Остров Чикита-Арал», «Остров Чекан-Арал», «Полуостров Бусай», «Кызыл-Булак» и др.

     10 октября экспедиция покинула Раим и двинулась в обратный путь. Завершился Аральский поход 31 октября 1849 года возвращением в Орскую крепость, а затем в Оренбург, где Шевченко по личной просьбе А. Бутакова было разрешено временно поселиться «для окончательных работ по описи Аральского моря». Здесь художнику удалось завершить немалую часть эскизов и зарисовок, начатых в степных походных условиях, составить альбом пейзажей Аральского моря. Капитан А. Бутаков даже ходатайствовал о присвоении Шевченко звания унтер-офицера за заслуги во время похода, но безуспешно.

     Всего в «аральский цикл» Шевченко входит более 170 рисунков, которые исследователи разделяют на несколько групп в соответствии с периодами и условиями их создания. Также рисунки можно условно разделить на две большие тематические группы – «географические» и «историко-этнографические». В отношении последних интерес Шевченко был обращен к святым местам и древним погребениям («Джангыс-агач», «Дустанова могила», «Укрепление Раим», «Могила Мула-Доса-Мал на полуострове Куланды», «Ак-Джулпас») и повседневной жизни казахов (более 20 рисунков).

     Рисунки Шевченко выполнены с фотографической точностью, поэтому имеют не только художественно-эстетическое, но и огромное научное значение как уникальный, неповторимый памятник Аральскому морю, большинство частей которого уже, к сожалению, исчезло. Рисунки зафиксировали не только виды моря, его береговые линии, острова и полуострова, устье Сырдарьи, но также портреты и быт участников экспедиции, жизнь местного населения.

     Многие исследователи творчества Шевченко отмечают, что его художественная техника в аральский период приобретала новые черты, мастерство рисунка совершенствовалось. Особенно большое внимание Шевченко уделял композиции, масштабам и деталям, что было очень важно для научных задач экспедиции, когда было необходимо как можно точнее показать линию берега, его структуру, горные породы, характер заливов, мест стоянок и другие географические и даже геологические особенности. Но особенно захватывающим у Шевченко получалось аральское небо, которые становилось отдельным объектом для наблюдений, передавалось в разных цветах, в динамике, создавая особенно глубокие образы, впечатления и настроения. 

     Некоторые акварели выполнены в классической академической манере и по праву занимают достойное место в истории мировой живописи. Художник смотрел на окружающие ландшафты как бы отстраненно, стараясь фиксировать все увиденное беспристрастно, отсюда высочайший уровень реализма. В походных условиях Шевченко не обладал большими техническими средствами, поэтому сосредотачивался не на эффектных приемах передачи, а на максимальной точности, четкости, совершенстве форм и гармоничности увиденного. Особенно высокое мастерство он проявил в передаче явлений природы – воды, гор, скал, растений, животных, как в исполнении карандашом, так и в цвете акварельных красок.  

     По всей видимости, Арал занял важное место в жизни Шевченко. Упоминания о походе нередко встречаются в письмах мастера к разным респондентам. Например, княжне В. Репниной: «Много есть любопытного в киргизской степи и в Аральском море… Лето проходило в море, зима в степи, в занесенной снегом джеломейке вроде шалаша, где я, бедный художник, рисовал киргизов…» (14 ноября 1849 г.); поэту В. Жуковскому: «Был я по долгу службы в киргизской степи и на Аральском море, при описной экспедиции, два лета, видел много оригинального, еще нигде не виданного...» (январь 1850 г.). Также свои воспоминания об Аральском походе, а особенно подробное описание Раимской крепости Шевченко использовал в знаменитой повести «Близнецы», написанной позднее, в 1855 г., уже в период его пребывания на Мангышлаке.  

     По результатам экспедиции А. Бутаковым в 1850 г. были подготовлены первая карта и навигационно-гидрографическое описание, с 1853 г. организовано судоходство, позднее началось системное изучение геологии, флоры и фауны далекого региона. Тарас Шевченко стал первым художником, который сохранил и передал уникальность Аральского моря и живущих на его берегах людей.            

Денис Черниенко, фото автора

   А. Бутаков, Т. Шевченко, А. Макшеев - участники Аральского похода

   Карта Аральского моря, составленная по итогам экспедиции А.И. Бутакова

   Шевченковский уголок в Краеведческом музее г. Аральска

   Шевченково слово - в культурном наследии Казахстана

   Вид на современный поселок Раим и Раимское озеро

   Место бывшей Раимской крепости на вершине холма

   Вид на современную реку Сырдарья с вершины Раимского холма

   Памятный знак в честь Шевченко на вершине Раимского холма

   У подножья Раимского холма, старое русло Сырдарьи и место бывшей пристани

   Сегодня на месте Аральского моря - пустыня

   Памятный знак о пребывании Шевченко на Косарале (место бывшего острова)

   Современное Малое Аральское море

   "Корабли пустыни" в современном Приаралье

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 84 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка