Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Программа Девятых Международных Шевченковских чтений (Канев, 23 сентября 2021 г.)

ШЕВЧЕНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ Т.Г. ШЕВЧЕНКО НАН УКРАИНЫ

ЧЕРКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ М.О. АУЭЗОВА КН МОН РК

УКРАИНСКИЙ ЦЕНТР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДА УКРАИНЦЕВ КАЗАХСТАНА»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ «ИНСТИТУТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

при информационной поддержке

МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СВЯЗЕЙ С ДИАСПОРОЙ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА «ЛЬВОВСКАЯ ПОЛИТЕХНИКА»

ПРОГРАММА

Девятых Международных Шевченковских чтений

«СОЗДАНИЕ НОВОЙ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ»

(К 160-й годовщине со времени возвращения Тараса Шевченко в Украину)

Канев, 23 сентября 2021 года

Подробнее...
К 160-летию перезахоронения Тараса Шевченко

22 мая – дата перезахоронения Тараса Шевченко. Уже год с нами нет Валентина Иващенко. Глубокая незаживающая рана. Огромная, никем не заполненная ниша. Он много сделал чтобы мои поездки в Петербург были продуктивными и интересными. Эту статью посвящаю памяти Валентина. 22 мая 1861 года возле Канева на Черкащине было захоронено тело Великого украинского Кобзаря – Тараса Григорьевича Шевченко. Тарас Шевченко последние свои дни прожил в Санкт-Петербурге в здании Академии Художеств на берегу Невы, там у Шевченко была небольшая комната, в которой он жил и работал. Комната была поделена деревянной перегородкой на 2 этажа. Верхний этаж был предназначен преимущественно для жилья, а нижний для работы. В этой комнате, в возрасте 47 лет, на лестнице между этажами и остановилось сердце Кобзаря.

Подробнее...

Календарь публикаций

Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

"Ты подносишь мне засаленного "Кобзаря" и говоришь: вот мое искусство. Мужчина, мне за тебя стыдно... Ты подносишь мне замусоленные художественные "идеи", и меня тошнит… Искусство есть что-то такое, что тебе и не снилось. Я хочу тебе сказать, что где есть культ, там нет искусства". Именно так, в 1914 году, украинский поэт-футурист Михаил Семенко охарактеризовал создание "культа образа" вокруг Тараса Григорьевича Шевченко. За последующие 100 с лишним лет ситуация в этом вопросе не изменялась: из Шевченко старательно лепили образ мученика за народное дело, хмурого деда, погруженного в тяжелые думы про Украину, забронзовевшего пророка, который не имел недостатков и увлечений.

   Долгие годы промывание молодых умов нарративами про идеализированного поэта-пророка и вечного бунтаря создали "школьную травму", которая вместо того, чтобы привить любовь к Кобзарю, вызывала молчаливое отвращение к художнику.

   На самом деле Шевченко был значительно интереснее, чем подавала нам его школьная программа. Это был интеллектуал, светский лев и один из первых диссидентов. Его биография полна подковерными интригами, любовными романами и экзистенциальными переломами.

   В ссылке Шевченко ходил в научную экспедицию на Арал, занимался этнографическим изучением казахов. Написал ряд акварельных пейзажей, бытовых зарисовок казахского быта, а также сильно развил собственную портретистку. Также создал цикл стихов «В каземате».

   Это был человек утонченного вкуса, который обожал английский портер с жареным мясом, а также устриц с шампанским. Обшивался у лучших портных и неплохо танцевал мазурку. Шевченко был человеком искрометного юмора, в частности его известный, почти "канонический" образ в кожухе и шапке, на самом деле был "троллинг" тогдашней элиты, которая любила говорить, что "интересуется своим народом".

   Шевченко жил в одно время с польским поэтом Адамом Мицкевичем, русским поэтом Михаилом Лермонтовым и венгерским поэтом Шандором Петефи. Он был поэтом, который творил на рубеже перехода от романтизма к реализму. В его поэзии есть отсылки к античной истории и мифологии, ощутимое влияние общеевропейских тенденций, прежде всего байронизма. В произведениях полно "пасхалок" на Библию и народные предания.

   Однако все скрыто за тонной "бронзы", которая наслаивалась на образ поэта, создав табу на любую деконструкцию этого образа или хотя бы переосмысления. Именно поэтому творческие эксперименты художников, таких как Александр Грехов, Андрей Ермоленко или Александр Ройтбурд, приводят к волнам возмущения. Вся эта "школьная травма" Шевченко, которая мешает "прорвать" вышитый в углу портрет для переосмысления и рефлексий над живым и интересным образом великого украинского писателя и художника.

Игорь Кромф, философ (перевод с украинского)

Источник: https://prm.ua/shkilna-travma-kobzarem-chomu-shevchenko-znachno-tsikavishiy-nizh-mi-yogo-znayemo/

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 167 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка