Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

В 2014 г. мировое сообщество будет отмечать 200 лет со дня рождения Т.Г. Шевченко. Научная литература, посвященная творческой стороне жизни знаменитого поэта и художника, обстоятельствам биографии и конкретным событиям, повлиявшим на его судьбу, чрезвычайно богата и представляет собой отдельное историографическое явление.

Тем не менее, актуальной задачей является рассмотрение широкого культурно-исторического контекста, причин и условий, приведших к формированию шевченковедения как особой области междисциплинарного гуманитарного знания. 
С Оренбургским краем связан наиболее драматичный период в жизни Т.Г. Шевченко – так называемая «солдатчина» 1847–1857 гг. Не случайно, что именно на Южном Урале сформировалась самобытная научная школа шевченковедения, связанная, прежде всего, с именем Л.Н. Большакова (1924–2004) – краеведа, историка, писателя, автора двух десятков книг и нескольких десятков статей о Т.Г. Шевченко в ссылке. Активные литературоведческие и архивные поиски ученого в этой области начались во второй половине 1960-х гг. В настоящее время разносторонняя научная деятельность Л.Н. Большакова привлекает совершенно оправданное внимание со стороны специалистов-биографов [1]. Но его интерес к шевченковской теме формировался на определенной основе, заложенной предшествующими исследователями. Вместе с тем, шевченковедческий опыт в «добольшаковский» период известен в значительно меньшей степени и до сих пор не являлся объектом самостоятельного историографического анализа.
Цель настоящей статьи – показать процесс формирования исследовательского интереса в конце XIX – первой половине XX в. к обстоятельствам пребывания Т.Г. Шевченко на Южном Урале и наиболее значительные результаты, определившие содержание и направления дальнейшей научной работы.        
В течение почти 30 лет, прошедших после смерти Т.Г. Шевченко в 1861 г., оренбургский период его жизни оставался наименее изученным, в том числе в силу удаленности местных архивов от ведущих научных центров. Собирание разрозненной и фрагментарной информации проводилось, как правило, по случаю, вне научной систематизации местными любителями-энтузиастами, либо авторами, которые по определенным причинам временно оказались в Оренбургском крае. Так, например, известна публикация 1886 г. петербургского литературного критика и мемуариста Е.М. Гаршина в журнале «Исторический вестник», в распоряжении которого при неизвестных обстоятельствах оказались некоторые документы оренбургского архива – переписка между Императорской канцелярией и начальником Оренбургского корпуса В.А. Обручевым, а также часть следственных протоколов. Автор статьи утверждал, что «имеет возможность сообщить совершенно новые данные … полную картину жизни поэта в период его ссылки» [2, с. 154-155]. Статья Е.М. Гаршина действительно ввела в научный оборот ряд интересных фактов периода шевченковской солдатчины [3, с. 110].
В конце 1880-х гг. в Орске находился ссыльный украинский студент Г.П. Даценко, служивший с 1886 по 1889 г. в Управлении уездного воинского начальника. По его воспоминаниям, при Управлении оказался архив, в котором хранились дела бывших подразделений Орской крепости 1840-50-х гг. Г.П. Даценко занимался приведением архива в порядок и «просматривал дела с целью отыскать что-нибудь, имеющее биографическое значение...»  [4, с. 258]. Несмотря на то, что почти все бумаги, касающиеся Т.Г. Шевченко, были уже изъяты и, по всей вероятности, вывезены в Петербург, ему удалось найти несколько интересных документов – рапорт о личных вещах Т.Г. Шевченко, текст присяги, списки отданных в солдаты за политические преступления и др. С одного из документов была снята копия – это распоряжение генерала В.А. Обручева об отсрочке отправки Т.Г. Шевченко на службу в Новопетровское укрепление в связи с его нахождением на оренбургской гауптвахте [4, с. 259]. Кроме того, Г.П. Даценко сообщает, что в то время сведения о «нашем высокочтимом поэте» собирались городскими учителями и нередко публиковались в местной прессе, в частности в «Оренбургских губернских ведомостях» [4, с. 261]. 
В 1895–1896 гг. в Орске и Оренбурге на положении поднадзорного находился самарский журналист, сотрудник ряда поволжских газет А.И. Матов. Новые документальные материалы о пребывании здесь Т.Г. Шевченко он  обнаружить не смог, частично они были вывезены в столицу, частично, возможно, уже раскрадены и распроданы, но ему удалось записать серию содержательных воспоминаний местных жителей, позднее опубликованных [5, 6]. Определенный интерес представляют публикации историка, краеведа, журналиста П.Л. Юдина по результатам личных архивных розысканий, в том числе, в делах Отдельного Оренбургского корпуса [7].
Таким образом, в 1880-90-х гг. в столичных и провинциальных журналах появляются первые статьи, в которых отчасти использовались оренбургские и орские архивные материалы и воспоминания. В начале XX в. по причинам политического и идеологического характера шевченковская тема в преддверии 100-летнего юбилея поэта в 1914 г. оказалась под цензурой, затем последовали революция, Гражданская война, перестройка научной работы на новых идеологических принципах. Поэтому изучение многих «белых пятен» жизни и творчества Т.Г. Шевченко продолжилось уже только в советский период в связи со следующей юбилейной датой – 125-летием, что стало заметной вехой в формировании региональной традиции шевченковедения.
Предвоенный период ознаменовался в южноуральской литературе важным событием – в 1939 г. увидело свет первое местное научное издание о Т.Г. Шевченко. Это была коллективная монография «Т.Г. Шевченко в ссылке» [8], состоявшая из четырех тематических статей.
В предисловии указывалось, что материалы были подготовлены еще в 1933 г. к 125-летию со дня рождения поэта, но опубликованы только спустя несколько лет. Основными источниками для подготовки издания стали сочинения и письма Т.Г. Шевченко периода ссылки,  воспоминания оренбургских знакомых поэта, труды его первых биографов 1870-90-х гг., публикации о Т.Г. Шевченко в советской литературе.
Своего рода вступление к книге, идеологически выдержанное в духе времени, представляет собой статья краеведа, журналиста М.С. Клипиницера «Народный поэт». Т.Г. Шевченко показан стойким и страстным поэтом-революционером [8, с. 7-14].  В очерке литературного критика, писателя, педагога Н.Е. Прянишникова «Годы изгнания» речь идет, главным образом, об обстоятельствах ареста Т.Г. Шевченко, показано идейное содержание его поэзии. Период изгнания разделен на несколько событийно-географических этапов: Оренбург, Орская крепость, Аральское море, Новопетровское укрепление, Возвращение, каждому из которых дана развернутая характеристика, определено их значение в жизни Т.Г. Шевченко [8, с. 15-92]. 
Статья филолога, профессора И.Т. Изотова «Творчество Шевченко в ссылке» в большей степени носит литературоведческий характер и посвящена феномену творческой работы художника в условиях неволи. Автор  предпринимает подробный обзор жанров, рассматривает отдельные произведения, обращая особое внимание на анализ прозаического наследия – повестей, как к одной из первостепенных задач зарождающегося шевченковедения [8, с. 93-165]. Финальным моментом литературной деятельности Т.Г. Шевченко в ссылке И.Т. Изотов справедливо рассматривает его «Дневник», который обладает не только содержательной, художественной и личностной ценностью, но и раскрывает философские, мировоззренческие взгляды поэта: «Шевченко – гуманист в лучшем смысле этого слова, он хотел, чтобы человек был свободным и в этом смысле он наш современник» [8, с. 161]. 
В статье историка А.К. Бочагова «Где жил Шевченко?» указано несколько мест в Оренбурге, где поэт «бывал ... и живал», доказывается неопровержимость этих данных со ссылкой на свидетельства очевидцев и современников [8, с. 166-169]. По мнению А.К. Бочагова, в Оренбурге Т.Г. Шевченко «вел жизнь кочевую», в том смысле, что не имел одного постоянного места пребывания. В Приложении к книге даны наиболее важные даты пребывания Т.Г. Шевченко в ссылке, перечень 109 стихов, написанных в тот период.
Таким образом, книга «Т.Г. Шевченко в ссылке» явилась первым опытом обобщения всего известного на то время книжного (пока еще не архивного) материала о годах изгнания поэта. Период его солдатчины реконструирован достаточно полно, но многие сюжеты, факты, события имеют характер гипотезы, версии, предположения, намечены иногда конспективно. Кроме того, на содержание книги, безусловно, наложили отпечаток реалии общественного сознания 1930-х гг. с их непримиримостью, безальтернативностью и идеологическими «штампами». Вместе с тем, очевидно, что в это время большая и перспективная тема «Шевченко в Оренбургском крае» благодаря энтузиазму и профессиональному кропотливому труду ряда местных авторов получила свое первое научно-литературное обоснование и в будущем ждала более развернутых, глубоких исследований, к которым оренбургские краеведы, историки и писатели вернулись уже в послевоенное время.
Изучение жизни и творчества Т.Г. Шевченко в Оренбуржье продолжил один из авторов предыдущего издания – Н.Е. Прянишников, поскольку опыт исследовательской работы 1930-х гг. в целом показал свою плодотворность. Книга «Писатели-классики в Оренбургском крае» 1946 г., выдержавшая впоследствии несколько переизданий, включает раздел, посвященный Т.Г. Шевченко [9].
Реконструкцию биографий знаменитых писателей  Н.Е. Прянишников предлагает проводить, в том числе, через их «литературно-географические» взгляды, но он берет, как это обычно принято, не писателя в его пространственных передвижениях, а сам город и прослеживает, кто из писателей в нем родился, жил, бывал. В результате можно составить очень увлекательную литературную биографию данного географического места. В этом отношении Оренбург представляет собой весьма благодатный объект для подобного исследования. Особые страницы в этой биографии, безусловно, будет занимать имя Т.Г. Шевченко. Несмотря на официальные запреты писать, поэту в разное время все же удавалось в художественной форме передать свои впечатления от новых мест [10, с. 79].
Н.Е. Прянишников поднимает важный вопрос: насколько велика была доля местного, «оренбургского» элемента в поэтических произведениях периода ссылки? И приходит к выводу, что доля эта незначительная, местные темы не получили заметного отражения в его поэзии. Все поэтическое наследие Т.Г. Шевченко пронизано преимущественно «украинскими мотивами» в силу насильственной и длительной оторванности от своей родины [10, с. 81]. Другое дело – графика и живопись, сама сущность изобразительного искусства требовала натуры, поэтому рисунки, эскизы и картины периода ссылки, показывающие степной южноуральский край представляют большой краеведческий интерес.
Исследование Н.Е. Прянишникова, основанное на детальном знакомстве с нарративными и изобразительными источниками, не только давало системное представление о последовательности событий, некоторых обстоятельствах пребывания и особенностях творчества Т.Г. Шевченко в ссылке, но и открыло в зарождающемся оренбургском шевченковедении краеведческое направление, новаторское по своему замыслу для середины 1940-х гг.         
В 1950-60-е гг. тему «Шевченко в ссылке» активно разрабатывал орский ученый, филолог, педагог А.Н. Ведмицкий. Книгу «Т. Шевченко в Оренбургской ссылке» 1960 г. можно оценивать как промежуточный итог в процессе становления регионального шевченковедения. Свою работу автор построил на широкой и разноплановой источниковой основе – произведениях самого Т.Г. Шевченко, в том числе в то время еще малоизвестном «Дневнике»; воспоминаниях и рассказах современников; материалах, опубликованных в периодических изданиях «Киевская старина», «Русский архив», «Оренбургский листок» в 1880–1890-х гг.; оценках личности и творчества Т.Г. Шевченко, данных другими известными писателями, общественными деятелями. Содержание книги охватывает весь период «солдатчины», автор, кратко напоминая биографию, показывает идейные принципы, обстоятельства участия в общественно-политической деятельности, братстве, прослеживает жизненный путь поэта от судебного процесса и приговора – начала «десятилетней драмы», до освобождения из Новопетровского укрепления. В оценках исследователя Т. Шевченко предстает как «борец против деспотизма» [11, с. 5].
А.Н. Ведмицкий разбирает содержание некоторых произведений, анализирует обнаруженные в них метафоры, ключевые образы: Счастье, Доля, Слава, Звезда, Казачество, Муза и т.д. Книга, состоящая из нескольких тематических разделов, задумана и выдержана в едином методологическом ключе – по каждому разделу приводится общая историческая справка, биографические данные, анализируется творчество в конкретный период времени. Своей книгой А.Н. Ведмицкий предложил первое цельное по замыслу, структуре и содержанию повествование, окончательно закрепив тем самым шевченковскую тему в Оренбуржье в фокусе исследовательского внимания.
Итак, рассмотрев обстоятельства возникновения и содержание наиболее значимых научных трудов, посвященных пребыванию Т.Г. Шевченко в ссылке, есть основания говорить о появлении к середине XX в. предпосылок формирования региональной школы оренбургского шевченковедения. Научной деятельности в этой области были присущи, во-первых, сохранение преемственности, обращение к предшествующим публикациям; во-вторых, опора на крепкую источниковую базу, использование архивных материалов; в-третьих, несмотря на заметные идеологические оценки, обращено внимание на некоторые спорные и на то время еще недостаточно изученные сюжеты «солдатчины», тем самым показаны направления перспективных исследований. Отмеченные особенности научной работы были в последующее время восприняты, усовершенствованы и дополнены в творчестве Л.Н. Большакова.

Список использованных источников
1. Леонид Большаков: автопортрет на фоне эпохи. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. – 460 с.
2. Гаршин Е. Шевченко в ссылке // Исторический вестник. – 1886. – Т. XXIII. – С. 154-179.
3. Оренбургская Шевченковская Энциклопедия. – Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 1997. – 516 с.
4. Даценко Г.П. Несколько слов о Тарасе Григорьевиче Шевченко // Киевская старина. – 1893. – Февраль. – С. 257-261.
5. Матов А.И. Воспоминания о Т.Г. Шевченко // Русские ведомости. – 1895. – № 242. – 2 сентября.
6. Матов А.И. Тарас Григорьевич Шевченко в ссылке. Из воспоминаний современников-старожилов // Камско-Волжский край. – 1897. – № 307, 313, 318.
7. Юдин П.Л. К биографии Т.Г. Шевченко // Русский архив. – 1898. – Кн. 3. – С. 463-476.
8. Т.Г. Шевченко в ссылке. – Чкалов: Облиздат, 1939. – 176 с.
9. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. – Чкалов, 1946. – 143 с.
10. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1977. – С. 3.
11. Ведмицкий А.Н. Т. Шевченко в Оренбургской ссылке. – Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1960. – 178 с.

Опубликовано: Черниенко Д.А. Зарождение научного историко-литературного шевченковедения на Южном Урале в конце XIX – первой половине XX в. // Вестник экономико-юридической гуманитарной академии (ВЭГУ). – 2013. – № 2 (64). – С. 143-147.

 

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка