Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

180 лет назад вышло первое издание «Кобзаря» Шевченко

   26 апреля в 1840 году в Санкт-Петербурге тиражом 1000 экземпляров вышел первый сборник стихов Тараса Шевченко, изданный на средства Петра Мартоса, в которую вошли восемь произведений: «Думи мої, думи мої, лихо мені з вами!», «Перебендя», «Катерина», «Тополя», «Думка», «До Основ’яненка», «Іван Підкова», «Тарасова ніч». Из них первые 100 экземпляров имели 115 страниц текста, но большинство после вмешательства цензора были изъяты и уничтожены еще до начала продаж, и около десяти, которые Тарас Шевченко подарил друзьям, остались. Единственный известный экземпляр, имеющий 115 страниц текста, который принадлежал Тарасу Шевченко и был изъят у него во время первого ареста, находится в Санкт-Петербурге, а остальные книги имеют 114 страниц.

Подробнее...

Календарь публикаций

Оренбургская школа шевченковедения получила заслуженную известность и признание в российской и мировой науке, прежде всего, благодаря 40-летней неутомимой поисковой деятельности и творческим находкам Л.Н. Большакова. Вместе с тем, известно, что первый опыт обращения к некоторым страницам жизни Т.Г. Шевченко в период его ссылки появился еще в конце XIX в.

Собирание разрозненной и фрагментарной информации проводилось, как правило, по случаю, вне научной систематизации местными любителями-энтузиастами, либо авторами, которые по определенным причинам временно оказались в Оренбургском крае. В 1880–90-е гг. в столичных научных журналах появляются первые статьи, в которых отчасти использовались оренбургские и орские архивные материалы и воспоминания местных жителей [1].
В начале XX в. по причинам политического и идеологического характера шевченковская тема в преддверии 100-летнего юбилея поэта в 1914 г. оказалась под цензурой, затем последовали революция, Гражданская война, перестройка научной работы на новых идеологических принципах. Поэтому по-настоящему системное и разностороннее изучение многих «белых пятен» жизни и творчества Т.Г. Шевченко продолжилось уже только в советский период в связи со следующей юбилейной датой – 120-летием, что
Предвоенный период ознаменовался в южноуральской литературе важным событием – в 1939 г. увидело свет первое научное издание о Т.Г. Шевченко – коллективная монография оренбургских писателей и ученых «Т.Г. Шевченко в ссылке» [2], состоящая из четырех тематических статей М.С. Клипиницера, Н.Е. Прянишникова, И.Т. Изотова, А.К. Бочагова. Материалы были подготовлены еще в 1933 г. к 120-летию со дня рождения поэта, но опубликованы только спустя несколько лет. Основными источниками явились сочинения Т.Г. Шевченко периода ссылки, записки, письма, воспоминания оренбургских знакомых поэта, труды его первых биографов 1870–1890-х гг., публикации об украинском художнике в советской литературе.
Коллективная монография «Т.Г. Шевченко в ссылке» явилась первым опытом обобщения всего известного на то время времени литературного материала о годах изгнания поэта. Период его солдатчины был реконструирован достаточно полно, но при этом многие сюжеты, факты, события имели характер гипотезы, версии, предположения и были намечены конспективно. Кроме того, на содержание книги, безусловно, наложили отпечаток специфические советские подходы 1930-х гг. с их непримиримостью, безальтернативностью и обилием идеологических «штампов». Очевидно, что в довоенное время большая и перспективная тема «Шевченко в Оренбургском крае» благодаря энтузиазму и профессиональному кропотливому труду местных авторов получила только свое первое научно-литературное обоснование и в будущем ждала более развернутых, глубоких исследований, к которым оренбургские краеведы, историки и писатели вернулись уже в послевоенное время. Например, исследование Н.Е. Прянишникова [3], основанное на детальном знакомстве с нарративными и изобразительными источниками, не только давало системное представление о последовательности событий, некоторых обстоятельствах пребывания и особенностях творчества Т.Г. Шевченко в ссылке, но и открыло в зарождающемся оренбургском шевченковедении краеведческое направление, новаторское по своему замыслу для середины 1940-х гг.         
В 1950–1960-е гг. тему «Шевченко в ссылке» активно разрабатывал орский исследователь А.Н. Ведмицкий [4]. Творчество украинского поэта, его нелегкий жизненный путь были ему близки и понятны, поскольку помимо собственно научной работы он много времени уделял пропаганде творчества поэта, проводя открытые лекции, выступая на литературных вечерах и утренниках, готовя статьи для местной печати. В значительной степени и при инициативе А.Н. Ведмицкого в августе 1959 г. в Орске, в центральной части города был открыт памятник Тарасу Шевченко – один из наиболее интересных памятников поэту в мировой скульптуре.
Закономерно, что именно А.Н. Ведмицкий стал автором серьезного научного труда о пребывании поэта в ссылке. Книга, вышедшая в 1960 г., стала заметной вехой в становлении оренбургского шевченковедения [5]. Свою работу А.Н. Ведмицкий построил на широкой и разноплановой источниковой основе, обратившись к художественным произведениям Т.Г. Шевченко и его еще малоизвестному «Дневнику», воспоминаниям современников, материалам, опубликованным в 1880–1890-х гг. в периодических изданиях «Киевская старина», «Русский архив», «Оренбургский листок», высказываниям о Т.Г. Шевченко известных писателей, общественных деятелей. 
Содержание книги А.Н. Ведмицкого охватывает весь период «солдатчины», автор, кратко напоминая биографию, показывает идейные принципы, обстоятельства участия в общественно-политической деятельности, братстве, прослеживает жизненный путь поэта от судебного процесса и приговора – начала «десятилетней драмы» – до освобождения из Новопетровского укрепления. В оценках А.Н. Ведмицкого Т. Шевченко предстает как «борец против деспотизма» [6], поэт-революционер, выражавший думы закрепощенного народа. Подробно описаны обстоятельства встречи и общения с земляками (Ф. Лазаревский, С. Левицкий, М. Александровский) в Оренбурге: «Земляки его тотчас отправились в казармы и выпросили его к себе на квартиру. Встреча ... была замечательная – и он, и окружавшие его плакали, от горя ли, или от радости, что увидели родного поэта ... Целый день он провел в кругу земляков, пел народные песни ... звуки родной речи рассеяли его подозрительность» [7].
Раздел «В Орской крепости» включает подробные описания того места, где оказался поэт, распорядок службы. Один из спорных вопросов шевченковедения – в каких условиях проходила повседневная жизнь и служба ссыльного. А.Н. Ведмицкий приводит разные взгляды по этому поводу. Автор сам размышляет о том, мог ли в Орской крепости Т.Г. Шевченко вести дневник (о чем упоминается в известном письме В. Репниной от 25.02.1848 г.) и приходит к выводу, что, скорее всего, речь идет просто об отдельных записях, которые были вскользь названы «дневником».
Помимо бытовых вопросов А.Н. Ведмицкий обращается и к анализу литературного творчества, замечая, что тематика стихотворений в этот период весьма разнообразна. «Несмотря на мотивы грусти, тоски, вполне объяснимые условиями жизни поэта, общий тон его произведений жизнеутверждающий ... Вера в лучшую жизнь – источник оптимизма, который характерен для «невольничьей поэзии» Шевченко» [8]. Автор разбирает содержание некоторых произведений, анализирует обнаруженные в них метафоры, ключевые образы: Счастье, Доля, Слава, Звезда, Казачество, Муза и т.д. По мнению А.Н. Ведмицкого, Т.Г. Шевченко в поэзии данного периода «подтверждает реалистический творческий метод, важное значение народности и идейности искусства» [9]. Важное место занимают размышления поэта над смыслом жизни, подтверждением чему могут служить слова, вложенные в уста одного из героев – Семена Палия: «Зачем же я на свет родился, свою Украину любил?».
Кроме философских категорий, облаченных в собирательные художественные образы, в ссылке Т.Г. Шевченко обращается к наблюдениям за жизнью окружавших народов – «живописных казаков», казахов, киргизов, туркмен, многие образы выведены из реальных людей. «Вначале [он] видел в степи лишь пустынное однообразие, но позже наступило время, когда художник Шевченко взглянул на степь другими глазами ... увидел не унылую пустыню, а богатую красками природу» [10].
Раздел «На Аральском море» содержит описание экспедиции, здесь показаны отношения Т.Г. Шевченко с местным населением. В повести «Близнецы» главный герой Савватий Сокира встречается в Раиме с неким человеком – «счастливым земляком». А.Н. Ведмицкий предполагает, что в этом образе изображен сам Шевченко, который в это время чувствовал себя значительно свободнее, увлекался рисованием [11]. Его творчество в период экспедиции и пребывания на Аральском море действительно представляет большой интерес, тематика произведений разнообразна, насыщена глубокими образами. С этих позиций А.Н. Ведмицкий сравнивает Т.Г. Шевченко с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Разбирая некоторые произведения, автор обращает внимание на композицию, особенности языка, стиля, сюжетных линий и других черт творчества.      
Раздел «Шевченко в Оренбурге» включает материалы по истории города, подробно показаны повседневная жизнь, широкий круг общения поэта. Данный факт подтверждается словами из воспоминаний Ф. Лазаревского о том, что «Тарас, имея много знакомых, проводил где день, где ночь...» [12]. Результатом его пребывания в Оренбурге стали 12 поэтических произведений, в которых он решал разные задачи. По всей видимости, одна из главных тем – народность, картины жизни, создаваемые на фольклорной основе, в том числе яркие образы Украины:
…А я так мало, небагато
Благав у Бога. Тільки хату,
Одну хатиночку в гаю,
Та дві тополі коло неї,
Та безталанную мою,
Мою Оксаночку, щоб з нею
Удвох дивитися з гори
На Дніпр широкий, на яри,
Та на лани золотополі,
Та на високії могили…
А потім би з гори зійшли;
Понад Дніпром у темнім гаї
Гуляли б, поки не смеркає,
Поки мир Божий не засне… [13] 

Из раздела «В Ново-Петровском укреплении» можно узнать об истории создания укрепления, приведено его описание на момент прибытия Т.Г. Шевченко. А.Н. Ведмицкий указывает, что сведения об условиях жизни очень противоречивы и отрывочны. Основным источником явились материалы переписки поэта с его корреспондентами. В это время Т.Г. Шевченко работает над новым жанром – повестями, написанными на русском языке, тем самым выходя за пределы украинской литературы [14]. В том числе в июле 1856 г. была закончена повесть «Близнецы» – «сатира на разлагавшуюся военщину».   
Книга была задумана и выдержана А.Н. Ведмицким в едином методологическом ключе – по каждому разделу приводится историческая справка, биографические данные, анализируется творчество в конкретный период времени, формулируются основные выводы. Итогом проведенного историко-литературоведческого исследования являются следующие важные положения:
 - один из основных принципов эстетики Т. Шевченко – «художественным словом служить правде»;
- в основе творчества Т. Шевченко лежит эстетический и социальный идеал – идеал народных масс;
- Т. Шевченко в литературе и живописи отстаивал высокое общественное предназначение искусства;
-  творчество периода ссылки переосмысливает историческое прошлое Украины;
- солдатчина закалила Т. Шевченко, вызвала к жизни новые талантливые произведения.  
Значение и научная ценность монографии А.Н. Ведмицкого заключается в том, что, во-первых, спустя почти 30 лет в Оренбуржье произошло возвращение к шевченковской теме;
во-вторых, книга представляла собой цельное по структуре и содержанию повествование, основанное на крепкой источниковой базе;
в-третьих, обращено внимание на некоторые спорные и на то время еще недостаточно изученные моменты жизни и творчества Т.Г. Шевченко в ссылке.
Примечательно, что в период работы Л.Н. Большакова в газете «Орский рабочий» (1941–1962 гг.), его первые заметки о пребывании Т. Шевченко в Орской крепости, судьбе его произведений обратили на себя внимание известного уже в то время поэта, ученого, доцента Орского пединститута А.Н. Ведмицкого. В сентябре 1960 г. один из экземпляров книги «Тарас Шевченко в Оренбургской ссылке» был передан в редакцию с дарственной надписью автора [15]. Несомненно, что А.Н. Ведмицкому принадлежит заметное место в создании оренбургской шевченкианы, поскольку ему удалось предопределить некоторые перспективные направления в дальнейших исследованиях и поисках.

Литература

1. См., напр.: Гаршин Е. Шевченко в ссылке // Исторический вестник. 1886. Т. XXIII. С. 154–179; Даценко Г.П. Несколько слов о Тарасе Григорьевиче Шевченко // Киевская старина. 1893. Февраль. С. 257–261; Матов А.И. Воспоминания о Т.Г. Шевченко // Русские ведомости. – 1895. № 242 (2 сентября); Юдин П.Л. К биографии Т.Г. Шевченко // Русский архив. 1898. Кн. 3. С. 463–476.
2. Т.Г. Шевченко в ссылке. Чкалов: Облиздат, 1939. 176 с.
3. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Чкалов, 1946. 143 с.
4. Ведмицкий Александр Никитович (1894–1961) – поэт, литературовед, журналист, педагог, кандидат филологических наук. В 1918 г. закончил Полтавский учительский институт. Работал в школе, занимался журналистикой, был активным членом Союза крестьянских писателей «Плуг». В конце 1920-х – начале 1930-х гг. издавались сборники его стихов. Преподавал в Полтавском пединституте. С 1951 г. принял предложение Орского педагогического института, работал доцентом, заведующим кафедрой русской литературы.
5. Ведмицкий А.Н. Т. Шевченко в Оренбургской ссылке. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1960. 178 с.
6. Там же. С. 5.
7. Там же. С. 10–11.
8. Там же. С. 27.
9. Там же. С. 30.
10. Там же. С. 36.
11. Там же. С. 54.
12. Там же. С. 86.
13.  «Не молилася за мене…». Оренбург, 1850 г.
14. Там же. С. 149.
15. Большакова Т.Л., Любичанковский С.В. Леонид Большаков: автопортрет на фоне эпохи. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. С. 34

Опубликовано: Черниенко Д.А. Вклад А.Н. Ведмицкого в развитие оренбургского шевченковедения // Шестые Большаковские чтения… Оренбург: ООО «Агентство Пресс», 2013. С. 377-383.

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 86 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка