Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Международные Шевченковские чтения в Астане

     27 апреля 2018 года в г. Астана на базе Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва состоялись VII Международные Шевченковские чтения «Творчество Тараса Шевченко и народные традиции», приуроченные к 204-й годовщине со дня рождения Великого Кобзаря. В очной или заочной формах в чтениях приняли участие более 30 представителей Казахстана, Украины, России, Словакии. Среди приглашенных гостей были научные сотрудники академических учреждений, преподаватели университетов, представители государственных органов, научной и творческой интеллигенции, институтов гражданского общества, председатели и члены украинских этнокультурных объединений из регионов Республики Казахстан, журналисты.

Подробнее...
Шевченковский праздник в Золотоношке

13 апреля 2018 г. в д. Золотоношка Стерлитамакского района прошел ежегодный Республиканский праздник «Шевченковские чтения – 2018», посвященный 204-й годовщине со дня рождения Т.Г. Шевченко. Праздник был организован Республиканским национально-культурным центром украинцев Башкортостана «Кобзарь» при поддержке Дома дружбы народов РБ. Золотоношка – старинное украинское село, основанное переселенцами в конце 19 века, принимала праздник уже четвертый раз подряд. С 1999 г. здесь действует Историко-культурный центр «Село Золотоношка», где созданы условия для сохранения и развития национальной культуры. Мероприятия праздника прошли на базе Дома культуры и Золотоношской средней общеобразовательной школы. Девизом праздника стали знаменитые слова Шевченко: «Учитеся, брати мої, думайте, читайте…»

Подробнее...

Календарь публикаций

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Оренбургская школа шевченковедения получила заслуженную известность и признание в российской и мировой науке, прежде всего, благодаря 40-летней неутомимой поисковой деятельности и творческим находкам Л.Н. Большакова. Вместе с тем, известно, что первый опыт обращения к некоторым страницам жизни Т.Г. Шевченко в период его ссылки появился еще в конце XIX в.

Собирание разрозненной и фрагментарной информации проводилось, как правило, по случаю, вне научной систематизации местными любителями-энтузиастами, либо авторами, которые по определенным причинам временно оказались в Оренбургском крае. В 1880–90-е гг. в столичных научных журналах появляются первые статьи, в которых отчасти использовались оренбургские и орские архивные материалы и воспоминания местных жителей [1].
В начале XX в. по причинам политического и идеологического характера шевченковская тема в преддверии 100-летнего юбилея поэта в 1914 г. оказалась под цензурой, затем последовали революция, Гражданская война, перестройка научной работы на новых идеологических принципах. Поэтому по-настоящему системное и разностороннее изучение многих «белых пятен» жизни и творчества Т.Г. Шевченко продолжилось уже только в советский период в связи со следующей юбилейной датой – 120-летием, что
Предвоенный период ознаменовался в южноуральской литературе важным событием – в 1939 г. увидело свет первое научное издание о Т.Г. Шевченко – коллективная монография оренбургских писателей и ученых «Т.Г. Шевченко в ссылке» [2], состоящая из четырех тематических статей М.С. Клипиницера, Н.Е. Прянишникова, И.Т. Изотова, А.К. Бочагова. Материалы были подготовлены еще в 1933 г. к 120-летию со дня рождения поэта, но опубликованы только спустя несколько лет. Основными источниками явились сочинения Т.Г. Шевченко периода ссылки, записки, письма, воспоминания оренбургских знакомых поэта, труды его первых биографов 1870–1890-х гг., публикации об украинском художнике в советской литературе.
Коллективная монография «Т.Г. Шевченко в ссылке» явилась первым опытом обобщения всего известного на то время времени литературного материала о годах изгнания поэта. Период его солдатчины был реконструирован достаточно полно, но при этом многие сюжеты, факты, события имели характер гипотезы, версии, предположения и были намечены конспективно. Кроме того, на содержание книги, безусловно, наложили отпечаток специфические советские подходы 1930-х гг. с их непримиримостью, безальтернативностью и обилием идеологических «штампов». Очевидно, что в довоенное время большая и перспективная тема «Шевченко в Оренбургском крае» благодаря энтузиазму и профессиональному кропотливому труду местных авторов получила только свое первое научно-литературное обоснование и в будущем ждала более развернутых, глубоких исследований, к которым оренбургские краеведы, историки и писатели вернулись уже в послевоенное время. Например, исследование Н.Е. Прянишникова [3], основанное на детальном знакомстве с нарративными и изобразительными источниками, не только давало системное представление о последовательности событий, некоторых обстоятельствах пребывания и особенностях творчества Т.Г. Шевченко в ссылке, но и открыло в зарождающемся оренбургском шевченковедении краеведческое направление, новаторское по своему замыслу для середины 1940-х гг.         
В 1950–1960-е гг. тему «Шевченко в ссылке» активно разрабатывал орский исследователь А.Н. Ведмицкий [4]. Творчество украинского поэта, его нелегкий жизненный путь были ему близки и понятны, поскольку помимо собственно научной работы он много времени уделял пропаганде творчества поэта, проводя открытые лекции, выступая на литературных вечерах и утренниках, готовя статьи для местной печати. В значительной степени и при инициативе А.Н. Ведмицкого в августе 1959 г. в Орске, в центральной части города был открыт памятник Тарасу Шевченко – один из наиболее интересных памятников поэту в мировой скульптуре.
Закономерно, что именно А.Н. Ведмицкий стал автором серьезного научного труда о пребывании поэта в ссылке. Книга, вышедшая в 1960 г., стала заметной вехой в становлении оренбургского шевченковедения [5]. Свою работу А.Н. Ведмицкий построил на широкой и разноплановой источниковой основе, обратившись к художественным произведениям Т.Г. Шевченко и его еще малоизвестному «Дневнику», воспоминаниям современников, материалам, опубликованным в 1880–1890-х гг. в периодических изданиях «Киевская старина», «Русский архив», «Оренбургский листок», высказываниям о Т.Г. Шевченко известных писателей, общественных деятелей. 
Содержание книги А.Н. Ведмицкого охватывает весь период «солдатчины», автор, кратко напоминая биографию, показывает идейные принципы, обстоятельства участия в общественно-политической деятельности, братстве, прослеживает жизненный путь поэта от судебного процесса и приговора – начала «десятилетней драмы» – до освобождения из Новопетровского укрепления. В оценках А.Н. Ведмицкого Т. Шевченко предстает как «борец против деспотизма» [6], поэт-революционер, выражавший думы закрепощенного народа. Подробно описаны обстоятельства встречи и общения с земляками (Ф. Лазаревский, С. Левицкий, М. Александровский) в Оренбурге: «Земляки его тотчас отправились в казармы и выпросили его к себе на квартиру. Встреча ... была замечательная – и он, и окружавшие его плакали, от горя ли, или от радости, что увидели родного поэта ... Целый день он провел в кругу земляков, пел народные песни ... звуки родной речи рассеяли его подозрительность» [7].
Раздел «В Орской крепости» включает подробные описания того места, где оказался поэт, распорядок службы. Один из спорных вопросов шевченковедения – в каких условиях проходила повседневная жизнь и служба ссыльного. А.Н. Ведмицкий приводит разные взгляды по этому поводу. Автор сам размышляет о том, мог ли в Орской крепости Т.Г. Шевченко вести дневник (о чем упоминается в известном письме В. Репниной от 25.02.1848 г.) и приходит к выводу, что, скорее всего, речь идет просто об отдельных записях, которые были вскользь названы «дневником».
Помимо бытовых вопросов А.Н. Ведмицкий обращается и к анализу литературного творчества, замечая, что тематика стихотворений в этот период весьма разнообразна. «Несмотря на мотивы грусти, тоски, вполне объяснимые условиями жизни поэта, общий тон его произведений жизнеутверждающий ... Вера в лучшую жизнь – источник оптимизма, который характерен для «невольничьей поэзии» Шевченко» [8]. Автор разбирает содержание некоторых произведений, анализирует обнаруженные в них метафоры, ключевые образы: Счастье, Доля, Слава, Звезда, Казачество, Муза и т.д. По мнению А.Н. Ведмицкого, Т.Г. Шевченко в поэзии данного периода «подтверждает реалистический творческий метод, важное значение народности и идейности искусства» [9]. Важное место занимают размышления поэта над смыслом жизни, подтверждением чему могут служить слова, вложенные в уста одного из героев – Семена Палия: «Зачем же я на свет родился, свою Украину любил?».
Кроме философских категорий, облаченных в собирательные художественные образы, в ссылке Т.Г. Шевченко обращается к наблюдениям за жизнью окружавших народов – «живописных казаков», казахов, киргизов, туркмен, многие образы выведены из реальных людей. «Вначале [он] видел в степи лишь пустынное однообразие, но позже наступило время, когда художник Шевченко взглянул на степь другими глазами ... увидел не унылую пустыню, а богатую красками природу» [10].
Раздел «На Аральском море» содержит описание экспедиции, здесь показаны отношения Т.Г. Шевченко с местным населением. В повести «Близнецы» главный герой Савватий Сокира встречается в Раиме с неким человеком – «счастливым земляком». А.Н. Ведмицкий предполагает, что в этом образе изображен сам Шевченко, который в это время чувствовал себя значительно свободнее, увлекался рисованием [11]. Его творчество в период экспедиции и пребывания на Аральском море действительно представляет большой интерес, тематика произведений разнообразна, насыщена глубокими образами. С этих позиций А.Н. Ведмицкий сравнивает Т.Г. Шевченко с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым. Разбирая некоторые произведения, автор обращает внимание на композицию, особенности языка, стиля, сюжетных линий и других черт творчества.      
Раздел «Шевченко в Оренбурге» включает материалы по истории города, подробно показаны повседневная жизнь, широкий круг общения поэта. Данный факт подтверждается словами из воспоминаний Ф. Лазаревского о том, что «Тарас, имея много знакомых, проводил где день, где ночь...» [12]. Результатом его пребывания в Оренбурге стали 12 поэтических произведений, в которых он решал разные задачи. По всей видимости, одна из главных тем – народность, картины жизни, создаваемые на фольклорной основе, в том числе яркие образы Украины:
…А я так мало, небагато
Благав у Бога. Тільки хату,
Одну хатиночку в гаю,
Та дві тополі коло неї,
Та безталанную мою,
Мою Оксаночку, щоб з нею
Удвох дивитися з гори
На Дніпр широкий, на яри,
Та на лани золотополі,
Та на високії могили…
А потім би з гори зійшли;
Понад Дніпром у темнім гаї
Гуляли б, поки не смеркає,
Поки мир Божий не засне… [13] 

Из раздела «В Ново-Петровском укреплении» можно узнать об истории создания укрепления, приведено его описание на момент прибытия Т.Г. Шевченко. А.Н. Ведмицкий указывает, что сведения об условиях жизни очень противоречивы и отрывочны. Основным источником явились материалы переписки поэта с его корреспондентами. В это время Т.Г. Шевченко работает над новым жанром – повестями, написанными на русском языке, тем самым выходя за пределы украинской литературы [14]. В том числе в июле 1856 г. была закончена повесть «Близнецы» – «сатира на разлагавшуюся военщину».   
Книга была задумана и выдержана А.Н. Ведмицким в едином методологическом ключе – по каждому разделу приводится историческая справка, биографические данные, анализируется творчество в конкретный период времени, формулируются основные выводы. Итогом проведенного историко-литературоведческого исследования являются следующие важные положения:
 - один из основных принципов эстетики Т. Шевченко – «художественным словом служить правде»;
- в основе творчества Т. Шевченко лежит эстетический и социальный идеал – идеал народных масс;
- Т. Шевченко в литературе и живописи отстаивал высокое общественное предназначение искусства;
-  творчество периода ссылки переосмысливает историческое прошлое Украины;
- солдатчина закалила Т. Шевченко, вызвала к жизни новые талантливые произведения.  
Значение и научная ценность монографии А.Н. Ведмицкого заключается в том, что, во-первых, спустя почти 30 лет в Оренбуржье произошло возвращение к шевченковской теме;
во-вторых, книга представляла собой цельное по структуре и содержанию повествование, основанное на крепкой источниковой базе;
в-третьих, обращено внимание на некоторые спорные и на то время еще недостаточно изученные моменты жизни и творчества Т.Г. Шевченко в ссылке.
Примечательно, что в период работы Л.Н. Большакова в газете «Орский рабочий» (1941–1962 гг.), его первые заметки о пребывании Т. Шевченко в Орской крепости, судьбе его произведений обратили на себя внимание известного уже в то время поэта, ученого, доцента Орского пединститута А.Н. Ведмицкого. В сентябре 1960 г. один из экземпляров книги «Тарас Шевченко в Оренбургской ссылке» был передан в редакцию с дарственной надписью автора [15]. Несомненно, что А.Н. Ведмицкому принадлежит заметное место в создании оренбургской шевченкианы, поскольку ему удалось предопределить некоторые перспективные направления в дальнейших исследованиях и поисках.

Литература

1. См., напр.: Гаршин Е. Шевченко в ссылке // Исторический вестник. 1886. Т. XXIII. С. 154–179; Даценко Г.П. Несколько слов о Тарасе Григорьевиче Шевченко // Киевская старина. 1893. Февраль. С. 257–261; Матов А.И. Воспоминания о Т.Г. Шевченко // Русские ведомости. – 1895. № 242 (2 сентября); Юдин П.Л. К биографии Т.Г. Шевченко // Русский архив. 1898. Кн. 3. С. 463–476.
2. Т.Г. Шевченко в ссылке. Чкалов: Облиздат, 1939. 176 с.
3. Прянишников Н.Е. Писатели-классики в Оренбургском крае. Чкалов, 1946. 143 с.
4. Ведмицкий Александр Никитович (1894–1961) – поэт, литературовед, журналист, педагог, кандидат филологических наук. В 1918 г. закончил Полтавский учительский институт. Работал в школе, занимался журналистикой, был активным членом Союза крестьянских писателей «Плуг». В конце 1920-х – начале 1930-х гг. издавались сборники его стихов. Преподавал в Полтавском пединституте. С 1951 г. принял предложение Орского педагогического института, работал доцентом, заведующим кафедрой русской литературы.
5. Ведмицкий А.Н. Т. Шевченко в Оренбургской ссылке. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1960. 178 с.
6. Там же. С. 5.
7. Там же. С. 10–11.
8. Там же. С. 27.
9. Там же. С. 30.
10. Там же. С. 36.
11. Там же. С. 54.
12. Там же. С. 86.
13.  «Не молилася за мене…». Оренбург, 1850 г.
14. Там же. С. 149.
15. Большакова Т.Л., Любичанковский С.В. Леонид Большаков: автопортрет на фоне эпохи. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2012. С. 34

Опубликовано: Черниенко Д.А. Вклад А.Н. Ведмицкого в развитие оренбургского шевченковедения // Шестые Большаковские чтения… Оренбург: ООО «Агентство Пресс», 2013. С. 377-383.

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 102 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка