Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Программа Девятых Международных Шевченковских чтений (Канев, 23 сентября 2021 г.)

ШЕВЧЕНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ Т.Г. ШЕВЧЕНКО НАН УКРАИНЫ

ЧЕРКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ М.О. АУЭЗОВА КН МОН РК

УКРАИНСКИЙ ЦЕНТР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДА УКРАИНЦЕВ КАЗАХСТАНА»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ «ИНСТИТУТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

при информационной поддержке

МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СВЯЗЕЙ С ДИАСПОРОЙ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА «ЛЬВОВСКАЯ ПОЛИТЕХНИКА»

ПРОГРАММА

Девятых Международных Шевченковских чтений

«СОЗДАНИЕ НОВОЙ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ»

(К 160-й годовщине со времени возвращения Тараса Шевченко в Украину)

Канев, 23 сентября 2021 года

Подробнее...
К 160-летию перезахоронения Тараса Шевченко

22 мая – дата перезахоронения Тараса Шевченко. Уже год с нами нет Валентина Иващенко. Глубокая незаживающая рана. Огромная, никем не заполненная ниша. Он много сделал чтобы мои поездки в Петербург были продуктивными и интересными. Эту статью посвящаю памяти Валентина. 22 мая 1861 года возле Канева на Черкащине было захоронено тело Великого украинского Кобзаря – Тараса Григорьевича Шевченко. Тарас Шевченко последние свои дни прожил в Санкт-Петербурге в здании Академии Художеств на берегу Невы, там у Шевченко была небольшая комната, в которой он жил и работал. Комната была поделена деревянной перегородкой на 2 этажа. Верхний этаж был предназначен преимущественно для жилья, а нижний для работы. В этой комнате, в возрасте 47 лет, на лестнице между этажами и остановилось сердце Кобзаря.

Подробнее...

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

    

     В декабре (10 - по старому стилю, 22 - по новому) 2014 г. исполнилось 120 лет со дня рождения А.Н. Ведмицкого - украинского поэта, писателя, литературоведа, занимавшегося на Урале в течение 10 лет изучением жизни и творчества Т.Г. Шевченко в ссылке. Ниже представлен материал о научно-просветительской деятельности А.Н. Ведмицкого в Орске по материалам региональной прессы 1950 - 1960 гг.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ Т.Г. ШЕВЧЕНКО В НАУЧНЫХ ТРУДАХ А.Н. ВЕДМИЦКОГО: К 120-летию ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

     Оренбургское (южноуральское) шевченковедение заслужило авторитет и широкое признание, прежде всего, благодаря более чем 40-летней подвижнической деятельности Л.Н. Большакова. Вместе с тем, исследователь, которого по праву можно назвать «первым шевченковедом» на Южном Урале стал Александр Никитович Ведмицкий – поэт, литературовед, краевед, педагог, человек очень сложной судьбы, в которой в полной мере отразилась драматичная и трагичная советская эпоха середины ХХ в.
     Так совпало, что 2014 г. для Южного Урала особый – это не только 200-летие со дня рождения Т.Г. Шевченко, но 90-летие со дня рождения Л.Н. Большакова (март) и 120-летие со дня рождения А.Н. Ведмицкого (декабрь), т.е. юбилейные даты и Кобзаря, и двух ведущих исследователей, изучавших его жизнь и творчество.
     Судьбы Шевченко и Ведмицкого объединяет несколько пронзительных по своей глубине аналогий. Во-первых, это два украинских поэта, истоки творчества которых лежали, прежде всего, в крестьянской жизни, постижении народной культуры (как известно, Ведмицкий в 1920-е гг. был одним из активистов литературного общества «Плуг» на Полтавщине). Во-вторых, оба оказались на далеком Урале не по своей воле: Шевченко – в политической ссылке в виде солдатчины, а Ведмицкий – спасаясь от сталинских репрессий. В-третьих, для обоих живительной нитью, спасающей разум и душу от истощения, являлось сохранение связей с Украиной, своей далекой родиной: для Шевченко – в его творчестве и порой общении с немногочисленными земляками, для Ведмицкого такой связующей нитью стал сам Тарас Шевченко. Учитывая некоторые жизненные аналогии, по всей видимости, Ведмицкий не просто понимал Кобзаря, ему удавалось прочувствовать переживания ссыльного поэта, в какой-то степени, может быть даже прожить частичку этой жизни. 
     Конечно, публикации, посвященные пребыванию Шевченко в Оренбургском крае появлялись и ранее, но именно Ведмицкий впервые сделал эту работу системной и комплексной, обозначив тему «Шевченко в ссылке» как отдельное исследовательское направление. К моменту переезда в Орск Ведмицкий для работы в качестве преподавателя местного пединститута уже имел опыт шевченковедческих исследований, т.к. в начале 1930-х гг. он какое-то время работал в Харькове в Институте литературы им. Т. Шевченко, в 1930-1940-е гг. появились его работы, посвященные литературной критике некоторых поэтических произведений Шевченко.
     На Урале Ведмицкий занимался шевченковедением в течение 10 лет – от появления в Орске до своей смерти в 1961 г. По ряду обстоятельств, его собственно литературное наследие орского периода не очень велико – во-первых, это не менее 10 статей (требуется дальнейший библиографический поиск и уточнения) научно-популярного, просветительского характера в центральных газетах области – «Орский рабочий» и «Южный Урал»; в-вторых, развернутая публикация (почти на 2 п.л.) в «Ученых записках ОГПИ» о пребывании Шевченко на Аральском море и, в-третьих, главный, итоговый труд – монография «Т. Шевченко в Оренбургской ссылке», которая успела увидеть свет всего за год до смерти ученого. Известно, что помимо научной работы Ведмицкий много занимался и просветительством, часто выступая в школах, учреждениях, трудовых коллективах на различных мероприятиях. Символично, что именно в период жизни Ведмицкого в Орске педагогическому институту, где он работал, было присвоено имя Т. Шевченко и в старой части города открыт один из лучших за пределами Украины по своему композиционному решению памятник поэту. 
     Газетные статьи публиковались, как правило, в марте к годовщинам рождения или смерти Шевченко, начиная с 1952 г. по 1961 г. (исключения – январь 1954 – к 300-летию «воссоединения» Украины с Россией,  и октябрь 1957 – интервью о работе над книгой), а также за подписью Ведмицкого появились статья еще в мае 1969 г., т.е. через 8 лет после его смерти, в год, когда проходили Дни украинской литературы и искусства в РСФСР (по содержанию, возможно, что это редакторская компиляция прежнего материала?).
     Следует учитывать, что газетные публикации – особый жанр. Краткие газетные заметки, проходившие к тому же обязательную цензуру, предназначались для массового читателя, поэтому главной задачей автора было напомнить наиболее важные факты из жизни Шевченко, краткое содержание некоторых сочинений, объяснить их смысл, показать социальную роль и значение поэта. Естественно, что в статьях разных лет основные идеи и мысли автора повторяются, перекликаются. 
     В отличие от Большакова у Ведмицкого не было возможностей проводить глубинные архивные поиски, поэтому ученый обращался прежде всего к первоисточникам – текстам Шевченко. Даже в небольших по объему газетных заметках всегда присутствовали отрывки и цитаты из произведений Кобзаря – его писем, Дневника, стихов, поэм, созданных в орский период – таких как Княжна, Варнак, Чернец и др. (кроме того, Ведмицкий ошибочно полагал, что повести «Близнецы» и «Несчастный» тоже были написаны в Орске), в статьях также можно встретить описания рисунков и небольшие пояснения к ним.    
     Кроме знакомства читателей с некоторыми произведениями Шевченко в газетных публикациях Ведмицкий реконструирует характер местности, «привязывая» памятные места к современной городской планировке и застройке; показывает основные события и обстоятельства жизни, условия службы, быта и творчества Шевченко в Орской крепости и Оренбургском крае.
     Литературоведческую ценность представляет опыт тематической классификации («разнообразия») сочинений периода ссылки («свыше 20 произведений»). Ведмицкий выделяет как минимум четыре основных направления: 1) проблема положения крестьянства; 2) историческое прошлое и настоящее Украины, история казачества как «носителя свободной жизни», фигуры героев освободительного движения; 3) лирика – мотивы грусти и тоски, осознание своего собственного положения; 4) этнографические наблюдения за бытом степных народов – башкир, казахов, киргизов («с сочувствием описывал их тяжелую жизнь…»).
     Ведмицким также предпринята попытка анализа творчества Шевченко периода ссылки (или «невольничьей поэзии»), «эстетической концепции поэта», для которой характерен «жизнеутверждающий тон» и оптимизм, источником которого является вера в лучшую жизнь. По мнению Ведмицкого, поэт «желал любви, уважения и благосклонности своего народа».       
     Конечно, в реалиях советской идеологемы, которые не мог не учитывать Ведмицкий, чтобы быть опубликованным на страницах советских газет 1950-х гг. Шевченко выступает как (цитирую): «великий революционный демократ», «поэт-революционер», «борец против царизма и всей системы», «глашатай народной правды», «трибун народной революции», «поэт-интернационалист», верный своим революционным убеждениям, бичующий общественные пороки, понимающий классовый характер искусства.
     Вместе с тем, за сухими, казенными, обязательными штампами проступает тот Шевченко, которого знал, любил и понимал сам Ведмицкий. Представляется, что ученого интересовал не универсальный революционный образ Кобзаря, а, прежде всего, внутренние переживания, чувства, состояние несчастного человека, волей судьбы попавшего в далекий край, оторванного от семьи и родины. Но сильного настолько, чтобы не просто физически выжить, но и продолжать свое дело. Не случайно, «главным девизом поведения» в ссылке, «характеристикой переживаний» Шевченко Ведмицкий провозглашает известные слова: «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь!»
     Знакомство с результатами многолетних историко-литературоведческих исследований Ведмицкого позволяют предположить, что в основе его авторского образа и понимания Шевченко лежали следующие важные положения:
     1) солдатчина закалила Шевченко, «унижения и жестокость ссылки не сломили твердости убеждений, пылкости чувств, веры в человека», запреты и угрозы не поколебали поэта, физические страдания не сломили его духа, а, наоборот, привели к духовному восхождению, подъему и вызвали к жизни новые талантливые произведения;  
     2) в основе творчества Шевченко лежит эстетический и социальный идеал – идеал народных масс; величие поэта в том, что его творчество подготовило почву для дальнейшего развития народного движения;
     3) Шевченко в литературе и живописи отстаивал высокое общественное предназначение искусства, один из основных принципов эстетики Шевченко – «художественным словом служить правде»;
     4) творчество периода ссылки переосмысливает историческое прошлое Украины, Шевченко выступает патриотом своего народа во всем своем творчестве и «в своих героях ценит деятельный патриотизм», в поэмах, созданных в мрачный период солдатской каторги, прежде всего, присутствует любовь к родному краю – это «крик боли за обкраденную Украину».
     Итак, спустя более чем 10-летний перерыв (после выхода коллективного сборника 1939 г.) в Оренбуржье произошло возвращение к шевченковской теме как самостоятельному исследовательскому предмету; во-вторых, увидела свет первая в регионе шевченковедческая монография – цельное по структуре и содержанию повествование, основанное на крепкой источниковой базе; в-третьих, Ведмицкий обратил внимание на спорные и в то время еще недостаточно изученные моменты пребывания Шевченко в ссылке, тем самым он предопределил некоторые направления дальнейших перспективных исследований. Несмотря на присущие тому времени идеологические оценки и штампы, Ведмицкому удалось на первый план вывести социально-психологическую проблему сохранения поэтом собственного человеческого достоинства в сложнейших физических и моральных условиях. Большие перспективы лежали также в области исторических реконструкций шевченковского Орска и Оренбурга, что впоследствии блестяще продемонстрировал Л.Н. Большаков. Ведмицкий был одним из первых и немногих шевченковедов, кто обратился и к теме Аральской экспедиции…
     Несомненно, таким образом, что Ведмицкому принадлежит заметное место в формировании региональной школы южноуральского шевченковедения. Имя этого, по оценке Л.Н. Большакова, «глубокого и деятельного» человека заслуженно входит в современную отечественную шевченкиану, но, вместе с тем, требуется дальнейшее изучение обстоятельств его драматичной жизни и научно-педагогической деятельности.
     В завершении можно вспомнить слова Ведмицкого, написанные им в адрес Шевченко, но, думается, они совершенно справедливы и в отношении самого автора: «Творчество периода ссылки помогало ощутить свою связь с родным краем. Когда поэт писал на родном языке, ему казалось, что слова прилетают с самой Украины, что он ощущает родину и так общается со своим народом».

Д.А. Черниенко (Уфа)

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 72 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка