Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Международные Шевченковские чтения в Астане

     27 апреля 2018 года в г. Астана на базе Евразийского национального университета имени Льва Гумилёва состоялись VII Международные Шевченковские чтения «Творчество Тараса Шевченко и народные традиции», приуроченные к 204-й годовщине со дня рождения Великого Кобзаря. В очной или заочной формах в чтениях приняли участие более 30 представителей Казахстана, Украины, России, Словакии. Среди приглашенных гостей были научные сотрудники академических учреждений, преподаватели университетов, представители государственных органов, научной и творческой интеллигенции, институтов гражданского общества, председатели и члены украинских этнокультурных объединений из регионов Республики Казахстан, журналисты.

Подробнее...
Шевченковский праздник в Золотоношке

13 апреля 2018 г. в д. Золотоношка Стерлитамакского района прошел ежегодный Республиканский праздник «Шевченковские чтения – 2018», посвященный 204-й годовщине со дня рождения Т.Г. Шевченко. Праздник был организован Республиканским национально-культурным центром украинцев Башкортостана «Кобзарь» при поддержке Дома дружбы народов РБ. Золотоношка – старинное украинское село, основанное переселенцами в конце 19 века, принимала праздник уже четвертый раз подряд. С 1999 г. здесь действует Историко-культурный центр «Село Золотоношка», где созданы условия для сохранения и развития национальной культуры. Мероприятия праздника прошли на базе Дома культуры и Золотоношской средней общеобразовательной школы. Девизом праздника стали знаменитые слова Шевченко: «Учитеся, брати мої, думайте, читайте…»

Подробнее...

Календарь публикаций

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

    

     В декабре (10 - по старому стилю, 22 - по новому) 2014 г. исполнилось 120 лет со дня рождения А.Н. Ведмицкого - украинского поэта, писателя, литературоведа, занимавшегося на Урале в течение 10 лет изучением жизни и творчества Т.Г. Шевченко в ссылке. Ниже представлен материал о научно-просветительской деятельности А.Н. Ведмицкого в Орске по материалам региональной прессы 1950 - 1960 гг.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ Т.Г. ШЕВЧЕНКО В НАУЧНЫХ ТРУДАХ А.Н. ВЕДМИЦКОГО: К 120-летию ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

     Оренбургское (южноуральское) шевченковедение заслужило авторитет и широкое признание, прежде всего, благодаря более чем 40-летней подвижнической деятельности Л.Н. Большакова. Вместе с тем, исследователь, которого по праву можно назвать «первым шевченковедом» на Южном Урале стал Александр Никитович Ведмицкий – поэт, литературовед, краевед, педагог, человек очень сложной судьбы, в которой в полной мере отразилась драматичная и трагичная советская эпоха середины ХХ в.
     Так совпало, что 2014 г. для Южного Урала особый – это не только 200-летие со дня рождения Т.Г. Шевченко, но 90-летие со дня рождения Л.Н. Большакова (март) и 120-летие со дня рождения А.Н. Ведмицкого (декабрь), т.е. юбилейные даты и Кобзаря, и двух ведущих исследователей, изучавших его жизнь и творчество.
     Судьбы Шевченко и Ведмицкого объединяет несколько пронзительных по своей глубине аналогий. Во-первых, это два украинских поэта, истоки творчества которых лежали, прежде всего, в крестьянской жизни, постижении народной культуры (как известно, Ведмицкий в 1920-е гг. был одним из активистов литературного общества «Плуг» на Полтавщине). Во-вторых, оба оказались на далеком Урале не по своей воле: Шевченко – в политической ссылке в виде солдатчины, а Ведмицкий – спасаясь от сталинских репрессий. В-третьих, для обоих живительной нитью, спасающей разум и душу от истощения, являлось сохранение связей с Украиной, своей далекой родиной: для Шевченко – в его творчестве и порой общении с немногочисленными земляками, для Ведмицкого такой связующей нитью стал сам Тарас Шевченко. Учитывая некоторые жизненные аналогии, по всей видимости, Ведмицкий не просто понимал Кобзаря, ему удавалось прочувствовать переживания ссыльного поэта, в какой-то степени, может быть даже прожить частичку этой жизни. 
     Конечно, публикации, посвященные пребыванию Шевченко в Оренбургском крае появлялись и ранее, но именно Ведмицкий впервые сделал эту работу системной и комплексной, обозначив тему «Шевченко в ссылке» как отдельное исследовательское направление. К моменту переезда в Орск Ведмицкий для работы в качестве преподавателя местного пединститута уже имел опыт шевченковедческих исследований, т.к. в начале 1930-х гг. он какое-то время работал в Харькове в Институте литературы им. Т. Шевченко, в 1930-1940-е гг. появились его работы, посвященные литературной критике некоторых поэтических произведений Шевченко.
     На Урале Ведмицкий занимался шевченковедением в течение 10 лет – от появления в Орске до своей смерти в 1961 г. По ряду обстоятельств, его собственно литературное наследие орского периода не очень велико – во-первых, это не менее 10 статей (требуется дальнейший библиографический поиск и уточнения) научно-популярного, просветительского характера в центральных газетах области – «Орский рабочий» и «Южный Урал»; в-вторых, развернутая публикация (почти на 2 п.л.) в «Ученых записках ОГПИ» о пребывании Шевченко на Аральском море и, в-третьих, главный, итоговый труд – монография «Т. Шевченко в Оренбургской ссылке», которая успела увидеть свет всего за год до смерти ученого. Известно, что помимо научной работы Ведмицкий много занимался и просветительством, часто выступая в школах, учреждениях, трудовых коллективах на различных мероприятиях. Символично, что именно в период жизни Ведмицкого в Орске педагогическому институту, где он работал, было присвоено имя Т. Шевченко и в старой части города открыт один из лучших за пределами Украины по своему композиционному решению памятник поэту. 
     Газетные статьи публиковались, как правило, в марте к годовщинам рождения или смерти Шевченко, начиная с 1952 г. по 1961 г. (исключения – январь 1954 – к 300-летию «воссоединения» Украины с Россией,  и октябрь 1957 – интервью о работе над книгой), а также за подписью Ведмицкого появились статья еще в мае 1969 г., т.е. через 8 лет после его смерти, в год, когда проходили Дни украинской литературы и искусства в РСФСР (по содержанию, возможно, что это редакторская компиляция прежнего материала?).
     Следует учитывать, что газетные публикации – особый жанр. Краткие газетные заметки, проходившие к тому же обязательную цензуру, предназначались для массового читателя, поэтому главной задачей автора было напомнить наиболее важные факты из жизни Шевченко, краткое содержание некоторых сочинений, объяснить их смысл, показать социальную роль и значение поэта. Естественно, что в статьях разных лет основные идеи и мысли автора повторяются, перекликаются. 
     В отличие от Большакова у Ведмицкого не было возможностей проводить глубинные архивные поиски, поэтому ученый обращался прежде всего к первоисточникам – текстам Шевченко. Даже в небольших по объему газетных заметках всегда присутствовали отрывки и цитаты из произведений Кобзаря – его писем, Дневника, стихов, поэм, созданных в орский период – таких как Княжна, Варнак, Чернец и др. (кроме того, Ведмицкий ошибочно полагал, что повести «Близнецы» и «Несчастный» тоже были написаны в Орске), в статьях также можно встретить описания рисунков и небольшие пояснения к ним.    
     Кроме знакомства читателей с некоторыми произведениями Шевченко в газетных публикациях Ведмицкий реконструирует характер местности, «привязывая» памятные места к современной городской планировке и застройке; показывает основные события и обстоятельства жизни, условия службы, быта и творчества Шевченко в Орской крепости и Оренбургском крае.
     Литературоведческую ценность представляет опыт тематической классификации («разнообразия») сочинений периода ссылки («свыше 20 произведений»). Ведмицкий выделяет как минимум четыре основных направления: 1) проблема положения крестьянства; 2) историческое прошлое и настоящее Украины, история казачества как «носителя свободной жизни», фигуры героев освободительного движения; 3) лирика – мотивы грусти и тоски, осознание своего собственного положения; 4) этнографические наблюдения за бытом степных народов – башкир, казахов, киргизов («с сочувствием описывал их тяжелую жизнь…»).
     Ведмицким также предпринята попытка анализа творчества Шевченко периода ссылки (или «невольничьей поэзии»), «эстетической концепции поэта», для которой характерен «жизнеутверждающий тон» и оптимизм, источником которого является вера в лучшую жизнь. По мнению Ведмицкого, поэт «желал любви, уважения и благосклонности своего народа».       
     Конечно, в реалиях советской идеологемы, которые не мог не учитывать Ведмицкий, чтобы быть опубликованным на страницах советских газет 1950-х гг. Шевченко выступает как (цитирую): «великий революционный демократ», «поэт-революционер», «борец против царизма и всей системы», «глашатай народной правды», «трибун народной революции», «поэт-интернационалист», верный своим революционным убеждениям, бичующий общественные пороки, понимающий классовый характер искусства.
     Вместе с тем, за сухими, казенными, обязательными штампами проступает тот Шевченко, которого знал, любил и понимал сам Ведмицкий. Представляется, что ученого интересовал не универсальный революционный образ Кобзаря, а, прежде всего, внутренние переживания, чувства, состояние несчастного человека, волей судьбы попавшего в далекий край, оторванного от семьи и родины. Но сильного настолько, чтобы не просто физически выжить, но и продолжать свое дело. Не случайно, «главным девизом поведения» в ссылке, «характеристикой переживаний» Шевченко Ведмицкий провозглашает известные слова: «Караюсь, мучаюсь, но не каюсь!»
     Знакомство с результатами многолетних историко-литературоведческих исследований Ведмицкого позволяют предположить, что в основе его авторского образа и понимания Шевченко лежали следующие важные положения:
     1) солдатчина закалила Шевченко, «унижения и жестокость ссылки не сломили твердости убеждений, пылкости чувств, веры в человека», запреты и угрозы не поколебали поэта, физические страдания не сломили его духа, а, наоборот, привели к духовному восхождению, подъему и вызвали к жизни новые талантливые произведения;  
     2) в основе творчества Шевченко лежит эстетический и социальный идеал – идеал народных масс; величие поэта в том, что его творчество подготовило почву для дальнейшего развития народного движения;
     3) Шевченко в литературе и живописи отстаивал высокое общественное предназначение искусства, один из основных принципов эстетики Шевченко – «художественным словом служить правде»;
     4) творчество периода ссылки переосмысливает историческое прошлое Украины, Шевченко выступает патриотом своего народа во всем своем творчестве и «в своих героях ценит деятельный патриотизм», в поэмах, созданных в мрачный период солдатской каторги, прежде всего, присутствует любовь к родному краю – это «крик боли за обкраденную Украину».
     Итак, спустя более чем 10-летний перерыв (после выхода коллективного сборника 1939 г.) в Оренбуржье произошло возвращение к шевченковской теме как самостоятельному исследовательскому предмету; во-вторых, увидела свет первая в регионе шевченковедческая монография – цельное по структуре и содержанию повествование, основанное на крепкой источниковой базе; в-третьих, Ведмицкий обратил внимание на спорные и в то время еще недостаточно изученные моменты пребывания Шевченко в ссылке, тем самым он предопределил некоторые направления дальнейших перспективных исследований. Несмотря на присущие тому времени идеологические оценки и штампы, Ведмицкому удалось на первый план вывести социально-психологическую проблему сохранения поэтом собственного человеческого достоинства в сложнейших физических и моральных условиях. Большие перспективы лежали также в области исторических реконструкций шевченковского Орска и Оренбурга, что впоследствии блестяще продемонстрировал Л.Н. Большаков. Ведмицкий был одним из первых и немногих шевченковедов, кто обратился и к теме Аральской экспедиции…
     Несомненно, таким образом, что Ведмицкому принадлежит заметное место в формировании региональной школы южноуральского шевченковедения. Имя этого, по оценке Л.Н. Большакова, «глубокого и деятельного» человека заслуженно входит в современную отечественную шевченкиану, но, вместе с тем, требуется дальнейшее изучение обстоятельств его драматичной жизни и научно-педагогической деятельности.
     В завершении можно вспомнить слова Ведмицкого, написанные им в адрес Шевченко, но, думается, они совершенно справедливы и в отношении самого автора: «Творчество периода ссылки помогало ощутить свою связь с родным краем. Когда поэт писал на родном языке, ему казалось, что слова прилетают с самой Украины, что он ощущает родину и так общается со своим народом».

Д.А. Черниенко (Уфа)

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 106 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка