Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

     В начале 20-х чисел февраля 2016 г. информационный простор России и Украины всколыхнула информация о сносе «Шевченковского домика» в Оренбурге по ул. 8 Марта, д. 29. В последние дни событие получило новую огласку, хотя впервые об этом сообщили местные блогеры еще в середине июля 2015 г. (см.: http://amber-electra.livejournal.com/4050.html). Уже тогда новость имела большой резонанс в городе и по данным популярного регионального сайта Orenday, который проводил опрос самых значимых событий за 2015 год, заняла в итоге первое место, получив 19% голосов читателей портала. Интерес к теме спустя девять месяцев после уничтожения дома возник в связи с недавним возбуждением уголовного дела по факту законности сноса объекта культурного наследия.

     Исторический памятник представлял собой небольшой одноэтажный бревенчатый домик с глиняной обмазкой по дранке в самом центре города на пересечении улиц 8 Марта и переулка Шевченко. Долгое время дом так и стоял побеленный, а в 1961 г. был обшит тесом.

     В период оренбургской ссылки Кобзаря дом принадлежал местному чиновнику М.И. Кутину (а позднее его наследникам), здесь проживал чиновник Пограничной комиссии Федор Михайлович Лазаревский – близкий друг поэта периода ссылки. В этот дом Тарас Шевченко впервые пришел в первые дни по доставке его в Оренбург в июне 1847 г., проводил много времени и в течение зимы 1849–1850 гг., встречался с друзьями. Здесь же провел и ночь после обыска с 22 на 23 апреля 1850 г. О времени, проведенном Т. Шевченко в доме Кутиных, сохранились воспоминания самого Ф. Лазаревского и других современников-очевидцев. Связь семьи Кутиных с Т. Шевченко в свое время изучал известный оренбургский ученый-шевченковед Л.Н. Большаков, который написал сценарий телевизионного фильма "Десять окон в прошлое и будущее", а также посвятил этому сюжету специальное исследование под названием «Тетрадь с вырванными листами» (1995). 

     Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 г. (возможно, в связи со 160-летием со дня рождения Т.Г. Шевченко) дом был включен в реестр памятников, истории и культуры, т.е. более 40 лет находился под охраной государства, имел соответствующую мемориальную табличку: «В этом доме в 1847 и 1849–1850 годах часто бывал Т.Г. Шевченко». В советское время это был обычный жилой дом на две семьи, а вначале 2000-х гг. расселен из-за аварийного состояния и уже не использовался ни под какие нужды, формально являясь чьей-то собственностью.   

      В начале 2000-х гг. были выявлены факты, указывающие на необоснованность отнесения здания к памятникам культуры. Так, дом не соответствовал критериям, зафиксированным в президентском указе от 20 февраля 1995 г. «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

       В 2011 г. губернатор области Ю. Берг обратился в Министерство культуры РФ по вопросу исключения данного памятника из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов РФ, однако вопрос решён не был.

      В 2014 г. владелец дома М.А. Пичугин обратился в Ленинский суд с исковым заявлением к Министерству культуры и внешних связей Оренбургской области об исключении объекта из Единого госреестра культурного наследия. Он объяснял, что здание представляет собой «полуразрушенное ветхое строение, непригодное для эксплуатации». Ответчиком в суде являлось Правительство РФ. Ленинский суд постановил исключить объект из реестра.

     Летом 2015 г. вокруг дома неожиданно установили ограждение – пятиметровую цельнометаллическую конструкцию со щитами, которая полностью закрыла строение. 27 июня дом был удивительно быстро снесен «неустановленными лицами». Очевидцам удалось случайно снять на видео непосредственный момент сноса (см. ссылку).

       Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области по данному факту обращалось в областное УМВД и прокуратуру, но два раза – в июле и ноябре 2015 г. – в возбуждении уголовного дела было отказано, а виновные в разрушении объекта не установлены. Несмотря на требование Прокуратуры Оренбургской области о возбуждении уголовного дела отделом полиции №1 МУ "Оренбургское" неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые отменялись Прокуратурой г. Оренбурга как незаконные и необоснованные.

       По словам начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия министерства культуры и внешних связей Оренбургской области М.Г. Дмитриевой в интервью местным журналистам, собственник этого дома несколько лет через суд пытался исключить его из реестра памятников. Содержание памятников архитектуры обходятся владельцам «в копеечку», поскольку необходимо проводить специальные экспертизы зданий и ремонтировать их с соблюдением определённых условий. «Есть решение суда, согласно которому министерству культуры поручено исключить этот дом из реестра памятников». Однако, чиновник затруднилась сказать, была ли в реальности проведена эта процедура: «…Нужно поднять юридические документы и всё проверить».

       Таким образом, с точки зрения власти закон вроде бы не нарушен – есть решение суда о том, что дом вроде как уже и не памятник вовсе. Но до сих пор не ясно, успело ли министерство исполнить постановление суда. У общественности города возник очевидный вопрос: не поспешил ли собственник с избавлением от ветхого дома и на каком основании?

       Уже после сноса строения, Минкульт РФ обжаловал решение об исключении объекта из госреестра в областном суде. Федеральное ведомство в апелляционной жалобе просило отказать в удовлетворении требований. Областной суд отменил решение Ленинского районного суда и таким образом признал, что дом является объектом культурного наследия. Но самого объекта на этом месте уже не было!

      Примечательно также, что дом находился в перечне объектов культурного наследия, расположенных на территории Оренбургской области, по данным на 25 ноября 2015 г. Документ опубликован на сайте областного Минкульта (http://www.mininform.orb.ru/culture/okn.pdf) 

     Относительно недавно в ответ на обращения местных активистов министерство культуры сообщило (письмо на имя гр. А.Н. Лысенко от 28.01.2016 г. № 13-13-182), что «экспертами установлено отсутствие заявленных ранее историко-культурных характеристик у данного объекта» и эти выводы подтверждены другими государственными ведомствами. Однако, когда и как проводились подобные процедуры не указывается, соответствующие документы или ссылки на них в письме не предоставлены и не названы.  

      2 февраля 2016 г. оренбургский активист и предприниматель А.Н. Лысенко, одним из первых поднявший тревогу по этому поводу летом 2015 г,, на сайте Change.org разместил открытую петицию, обращенную к правоохранительным органам РФ, в которой указал, что совершено преступление, предусмотренное ст. 243 УК РФ, т.к. снесен памятник федерального значения. Цель петиции – привлечь внимание к данной проблеме культурной общественности, власти и правоохранительных органов, средства массовой информации города, региона и страны.

       20 февраля по частному заявлению А.Н. Лысенко отделом полиции №1 все же было возбуждено уголовное дело по статье 243 УК РФ по факту сноса объекта культурного наследия. После этого данное событие вновь получило повышенное внимание в СМИ.  

       Ряд представителей региональной власти, в том числе некоторые депутаты областного Законодательного собрания, выступили с заявлениями о том, что снос памятников исторического наследия – недопустим, и сожалением, что реакция от правоохранительных органов последовала слишком поздно.

       В настоящий момент площадка на месте бывшего дома по-прежнему обнесена забором, внутри оборудована парковка для сотрудников и клиентов расположенного рядом Оренбургского ипотечного коммерческого банка «Русь». Именно руководство этого банка общественность города связывает с решением о сносе дома. По словам очевидцев, знаменитая мемориальная табличка якобы лежит под снегом на въезде автопарковки.

       Таким образом, для общественности остается не вполне ясным вопрос о правомерности сноса дома. Обращает на себя внимание очевидный факт, что мнения областного и федерального ведомств культуры об исторической ценности строения противоречат друг другу.

      В последние дни сложившаяся ситуация активно обсуждается и комментируется на региональных, федеральных и международных информационных ресурсах, подготовлены сюжеты на оренбургском ТВ (ОРТ).  

       Вызывает сожаление тот факт, что подобное отношение к истории и историческим памятникам произошло в объявленный на государственном уровне 2015 год - Год литературы в России!

       Общественные активисты выражают надежду, что объективное расследование все же будет проведено, правоохранительные органы установят право собственности и законность произведенных действий по сносу памятника. В случае, если юридических оснований для этого не было, то виновные должны понести предусмотренную законодательством ответственность. 

Д. Черниенко

26.02.2016 г.

Фото автора и livejournal.com

По материалам информационных ресурсов:

http://www.orenday.ru/novosti/novostnaya-lenta/news240216180820

http://56orb.ru/news/proisshestviya/feb_2016/v_orenburge_radi_parkovki_snesli_dom_tarasa_shevchenko 

http://orenburg.bezformata.ru/listnews/dom-shevchenko-dolzhni-vosstanovit/44006337/ 

http://nokstv.ru/news/region/society/19892

Видео сноса дома:

http://www.orenday.ru/novosti/novostnaya-lenta/news240216180820 

https://youtu.be/KKbEOcPS_f4 

Электронная петиция: 

https://www.change.org/p/привлечь-к-ответственности-виновных-к-уничтожению-федерального-памятника-в-оренбурге#share 

     Дом Кутиных. Оригинальный вид

    Кадр сноса дома. Июнь 2015 г. 

     Строительная площадка.

       Автопарковка на месте дома.

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 154 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка