Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

     В связи с общественным резонансом по поводу относительно недавнего уничтожения исторического памятника в настоящее время интерес вызывает информация об одном из наиболее известных адресов Шевченко в Оренбурге – том самом доме на углу бывших Канонирского (ныне Шевченко) переулка и Преображенской (ныне 8 марта) улицы, который при сомнительных обстоятельствах, требующих надлежащих правовых оценок, был стремительно снесен в июне 2015 г. Обратимся еще раз к вопросу – что же это за дом и чем он знаменит в шевченковедении?

     Условия пребывания Т.Г. Шевченко в оренбургской ссылке, в том числе, повседневная жизнь поэта неоднократно становились предметами специальных исследований. Одним из специалистов по исторической топографии Оренбурга был краевед Виктор Васильевич Дорофеев (1927–2012), доцент Оренбургского педагогического института, автор книги «Оренбург шевченковский» (1994) – первого опыта реконструкции зданий и сооружений, вошедших в жизнеописания Т. Шевченко периода его «оренбургской зимы» 1849–1850 гг.

     Ниже приводится фрагмент его исследования (в сокращении) по интересующему вопросу:

     «…На следующий день после доставки в Оренбург рядового Шевченко отправили в Нижние казармы (эти строения не сохранились, сильно пострадав от пожара в 1862 г.). В этих казармах изгнанника отыскал Ф.М. Лазаревский, который с 1845 по 1854 год служил чиновником Пограничной комиссии в Оренбурге. Здесь он впервые, увидел поэта, с которым был знаком до того только по его произведениям. Знакомство вскоре переросло в дружбу. Благодаря этому мы имеем в Оренбурге памятное место, к счастью сохранившееся – дом на углу улицы 8-го Марта (д. 29) и переулка Шевченко (д. 9). Последний назван в память о Кобзаре в 1952 году, до того он с 1926 года носил название пер. Пьянова. В те же времена переулок назывался Канонирским, а улица – Преображенской. 

     ... Чертеж дома сохранился в архиве (ГАОО. ф. 124, оп. 2, ед. хр. 6065, 6098). Принадлежал он коллежскому секретарю Михаилу Ивановичу Кутину, у которого снимал квартиру Лазаревский, принявший живейшее участие в судьбе опального поэта. Сюда через два дня после первого знакомства и пришел рядовой Шевченко, и был тут очень радушно принят. Об этом напоминает мемориальная доска, установленная на доме.

     … По отношению к нынешней улице дом стоял выше; проезжая часть поднялась с тех пор в среднем на полметра. Дом был практически квадратным в плане, как это можно видеть из чертежа, где показаны его границы в середине прошлого века. На чертеже показана и современная ситуация. Дворовые постройки прошлого века не сохранились, их, надо сказать, много и не было – по южной стороне длинный сарай, около него небольшой навес, и в северо-западном углу маленький сарайчик. Двор был довольно обширен. Дворовое место уменьшилось на треть, укоротившись с юга и запада.

      ... Все эти утраты и изменения обусловлены объективными причинами. А вот то, что дом обшили тесом в 1961 году, когда ожидали гостей к столетию кончины великого украинского поэта, к этим причинам не относится. Это многих тогда возмущало, в том числе и историка, профессора П.Е. Матвиевского. Ведь дом следовало по-настоящему отреставрировать. А в таком "обновленном" вида его, пожалуй, не узнал бы и Тарас Григорьевич.

     … Не долго пришлось Шевченко пробыть в Оренбурге в первый раз – вечером 22 июня он был уже в Орской крепости. 

     … Приехав в Оренбург (второй раз – после окончания Аральской экспедиции в октябре 1849 г.), Т.Г. Шевченко, продолжал работу над экспедиционными зарисовками. Жил он с товарищами по экспедиции вместе с А.И. Бутаковым (месторасположение этого дома точно не установлено), а после его отъезда в январе переехал в Старую слободку к штабс-капитану Карлу Ивановичу Герну. Иногда оставался он ночевать у Ф.М. Лазаревского, в доме Кутина. Так что в этот период у него были три главных пристанища...»

     [Фрагмент приведен по изданию: Дорофеев В.В. Оренбург Шевченковский / Оренбургский Институт Тараса Шевченко. Научные записки. 1-я тетрадь. Оренбург: Ин-т Т. Шевченко, 1993. 76 с.]

     Таким образом, можно уверенно утверждать, что в периоды пребывания в Оренбурге у Т. Шевченко было три основных пристанища

     1. «Дом Бутакова» - это, вероятно, здание бывшей тептярской школы, (одноэтажный, кирпичный, оштукатуренный дом без какого-либо декора), постройка не сохранилась, ее разбирали сначала в 1945–1947 гг., а затем во второй половине 1970-х гг. во время проводившихся перестроек здания областного драмтеатра.

     2. «Дом Герна» - находился вне крепости в Старой слободке, до наших дней также не сохранился (ныне предположительно на этом месте находится дом № 43 по ул. Казаковской).

     3. «Дом Кутина», описанный выше и разрушенный в 2015 г. По записанным позднее воспоминаниям жены М.И. Кутина – Александры Петровны, о посещении поэтом их дома, Шевченко «…ходил по городу всегда в солдатской шинели и только под низом ее надевал синие шаровары и белую, вышитую на груди и по рукавам, хохлацкую рубаху. Был у него приятель офицер хохол (Ф. Лазаревский). Шевченко чуть не каждый день навещал его… Придет, бывало, он к нам, сейчас шинель долой, повесит ее в передней на гвоздик, расправит свои длинные черные усы, и первый его вопрос в шутливом тоне: «Ой, чи живы, чи здоровы вси родичи гарбузовы?..» (П. Юдин. К биографии Т.Г. Шевченко // Русский архив. 1898, Кн. 3. С. 470).

     До недавнего времени «Дом Кутина» был последним из достоверно известных и сохранившихся мест временного проживания Т. Шевченко в Оренбурге. К сожалению, и эта страница истории сегодня оказалась безвозвратно перевернутой. 

Д. Черниенко

28.02.2016 г. 

     Чертеж дома М.И. Кутина (по В.В. Дорофееву)

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 144 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка