Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

     21 марта 2015 г. в Нижнекамске состоялся Окружной конкурс на лучшее чтение поэтических произведений среди детей и юношества «Люби и знай родной свой край, как Шевченко и Тукай». Мероприятия в Татарстане, посвященные 130-летнему знаменитого юбилею национального поэта Габдуллы Тукая, которое будет отмечаться в 2016 г., начали украинцы Нижнекамска, перекинув невидимый мостик от празднования 200-летия украинского Кобзаря Тараса Шевченко, которое широко отмечалось в 2014 г. Кроме того, 2015 г. объявлен в России – Годом литературы.

     Разрабатывая Положение, организаторы осознанно усложнили условия и повысили требования к участникам, ведь основной задачей было чествование национальных литературных классиков двух народов. Стихотворения Тукая должны были звучать на татарском языке, а стихи Шевченко – на украинском. Чтение на языке оригинала должно подчеркнуть красоту произведения, одновременно повысить интерес детей к литературе и расширить познания детей о просветителях национальных культур. В целом, подготовка к конкурсу длилась почти полгода.
     21 марта 2015 г. в день весеннего равноденствия совпало несколько важных мероприятий: мусульмане торжественно отмечают Навруз – приход весны и обновление природы; этот же день является всемирным Днем поэзии, что очень символично в Год литературы.  
     Заявки на чтение стихотворений и конкурс рисунков подали 154 участника из разных городов и районов Татарстана и соседних регионов – Республики Башкортостан, Пензенской области. Их сопровождали и поддерживали 48 учителей, педагогов и родителей.
     В состав жюри из 12 человек вошли опытные руководители и методисты сферы образования, сотрудники учреждений культуры и детского творчества, педагоги, учителя, общественные деятели. Ведь нужно было работать с детьми разных возрастных групп и слушать стихи на разных языках.
     Председателем жюри, как и в прошлые годы, стал учёный-историк, кандидат исторических наук, представитель Общественного научно-просветительского «Института Тараса Шевченко» Денис Аркадьевич Черниенко (Уфа), который взял на себя основную нагрузку по координации работы судейских комиссий в разных номинациях.
     Среди конкурсантов были и дети из числа вынужденных переселенцев из Украины, приехавшие в Нижнекамск. На конкурс они пришли с родителями и педагогами, сидевшими в зале. Статус беженца имеет, например, Злата Амирова, работавшая учителем в Луганске. Мы гордимся тем, что помогаем людям, занесенным военным лихолетьем в Татарстан. Помогаем им не только адаптироваться в новой обстановке, но, что особенно ценно, стараемся сохранить в их душах тепло к Украине и ее культуре. Пройдет время, придет мир на многострадальную землю, а добро в их сердцах останется. Не случайно Злата Федоровна сказала: «Только здесь, в Татарстане, я поняла, как дорога мне Украина и ее язык. Воистину, что-то ценить по-настоящему начинаем, только потеряв».
     Большую помощь в подготовке и проведении мероприятия оказали сотрудники Нижнекамского Дома дружбы народов во главе с директором Васил Фаизовичем Хафизовым, на базе которого проводился конкурс.
     Необходимо отметить слаженную работу членов украинской организации «Вербиченька». Они безупречно организовали мероприятие. Продумали встречу гостей, регистрацию участников, оформление кабинетов и выставок, размещение, переодевание и питание конкурсантов, насыщенную игровую и информационную программу в перерыве. Учитывая, что все это делается на общественных началах – поистине грандиозный труд, требующий огромных усилий, умений, времени и сил.
      Наверное, красноречивым показателем нашей работы будет отзыв одной учительницы и мамы двоих участников, пришедший по электронной почте в тот же день после конкурса:
     «Добрый вечер, Людмила Валентиновна! Хочу поделиться впечатлениями от праздника, посвященного юбилейным датам Т.Г. Шевченко и Г. Тукая. Какие Вы молодцы!! Праздник организовали на высшем уровне! Все понравилось: и доброжелательные улыбки регистраторов, и вступительное напутствие хозяев праздника, и компетентное жюри (о них хочется высказаться отдельно), и оперативный обед, и развлекательная программа, и, конечно, кульминационные минуты – награждение победителей. В очередной раз Вы удивили нас составом жюри. Много лет участвуем с детьми в конкурсах, конференциях, смотрах. Но только у Вас наблюдаем, как вы тщательно продумываете состав жюри, каких интересных гостей приглашаете. Готовясь к конкурсу мы переживали, как же будем успевать переодевать детей от стихотворения к стихотворению. И этот момент Вы продумали: разделили выступления на две части. В отличие от прошлого года, по нашему мнению, удачно "ужесточились" условия участия в конкурсе (только на родных языках авторов). В результате участников было меньше, а подготовка их к выступлению качественнее. Работа в аудиториях пролетела очень быстро и дети не устали от ожиданий своей очереди!!! Сколько сил и трудов, энергии, как организаторам этого мероприятия, Вам всё это стоило. Как всё тщательно продумали. А в результате со стороны смотрелось так легко, играючи, с улыбкой. Двумя словами: "ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ"! Спасибо за доставленное удовольствие! Успехов Вам! От имени учителей и учащихся МБОУ "СОШ №31",, Бадгиева Эльза Даниязовна».
     Конечно, «первых» мест на всех не хватило. Конкурс – это все же соревнование. Но мы преследовали цель поставить участников не в положение соперников, а соратников. И это нам удалось. Дети поддерживали друг друга, выручая подсказкой, если кто-то забыл, или костюмом, если у кого нет. 33 участника получили Дипломы I–III степеней. 48 учителей и родителей получили Благодарственные письма. Были награждены также члены жюри и организаторы конкурса.
     Каждый участник получил памятный подарок: в зависимости от места и участия вручались значки, фирменные кружки, брелки, магнитики с символикой конкурса, календарики, закладки, буклеты, ручки, изготовленные товариществом «Вербиченька», наборы книг Тараса Шевченко и Габдуллы Тукая, предоставленные Союзом писателей Татарстана, Всемирным Конгрессом Татар. Проведение Конкурса широко освещалось средствами массовой информации – муниципальным телевидением, газетами.
     Хочется надеяться, что праздник поэзии и дружбы народов останется в памяти подрастающего поколения надолго.

Людмила Найденко,
руководитель детского объединения «Лелеки»,
соорганизатор конкурса

Нижнекамский Дом дружбы народов

Выставка рисунков и поделок на тему конкурса

Открывает конкурс Евгений Савенко - руководитель "Вербиченьки"

Людмила Найденко - организатор и вдохновитель конкурса

Торжественное открытие конкурса

Выступают участники в разных номинациях

 

 

Жюри и зрители

 

Награждение победителей

 

Учителя - тоже победители

 

Жюри конкурса

 

 

 

 

 

 

 

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 136 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка