Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Иосиф (Осип) Львович Дебу (1774–1842) известен историкам не только как военный и государственный деятель, но и как автор нескольких содержа-тельных сочинений научного характера, сделанных им преимущественно по собственным наблюдениям во время службы на различных высоких должно-стях. И.Л. Дебу, француз по происхождению, уроженец г. Ливорно, ребенком приехал в Россию вместе со своим отцом – известным медиком, ученым, автором нескольких трудов по физиологии и хирургии Львом (Луи) Львовичем Дебу в 1781 г.

В России Л.Л. Дебу занимался устройством морских лазаретов, изучением эпидемий, инфекционных болезней, профилактикой многих заболеваний, вел ценный в научном отношении многолетний журнал наблюдений и умер в 1814 г. в чине медицинского инспектора Свеаборгского порта.
В Петербурге И.Л. Дебу окончил Инженерный шляхетский кадетский корпус и с 1793 г. начал военную службу в лейб-гвардии Семёновского полка. В дальнейшем военная карьера И.Л. Дебу проходила на командных должностях в Изюмском легкоконном, Кексгольмском (майор), Литовском мушкетерском (подполковник), Калужском мушкетерском (полковник) полках. После того как И.Л. Дебу отличился в военных кампаниях против Франции в 1806–1807 гг. на территории Восточной Пруссии, он некоторое время провел в Эстляндии с целью защиты берегов Финского залива от высадки шведов. С 16 ноября 1810 г. был назначен командиром Казанского (Кабардинского) пехотного полка, расположенного на Кавказе, где неоднократно принимал активное участие в боевых действиях. Кроме того, как и его отец, он проявил себя в мероприятиях против чумы, свирепствовавшей в то время на Кавказе. В последующие годы командовал левым флангом Кавказской линии, а в 1816 г. произведен в чин генерал-майора и назначен командиром 1-й бригады 22-й пехотной дивизии и на-чальником правого фланга Кавказской линии. За военные заслуги И.Л. Дебу был награждён орденами Св. Анны 1-й степени, Св. Георгия 4-й степени,  Св. Владимира 4-й степени, имел знак отличия за 45-летнюю государственную службу.
В 1826 г. после шестнадцатилетнего пребывания на Кавказе по состоянию здоровья И.Л. Дебу оставил военную службу с переходом в действительные статские советники и через год назначен Оренбургским гражданским губернатором. На новом месте И.Л. Дебу также приложил немало усилий для борьбы с опасными заболеваниями, особенно холерой, лично посещал зараженные территории и принимал участие в неотложных мерах и успокоении местного населения. Известно, что стараниями И.Л. Дебу была предотвращена опасная вспышка холеры в гражданской столице губернии г. Уфе в 1829 г., он также заботился о противопожарной безопасности города и его благоустройстве. В 1832 г. И.Л. Дебу пожалован в тайные советники и назначен присутствующим сенатором в Санкт-Петербургском Правительствующем Сенате, затем по своему желанию переехал в Москву. Основные этапы и события в жизни И.Л. Дебу были неоднократно отмечены в различных изданиях, посвященных военной ис-тории России и биографических словарях [6, с. 151–152].
Кроме блестящей военной карьеры И.Л. Дебу оставил и несколько цен-ных и во многом уникальных по своему содержанию сочинений. По всей видимости, еще с юношеских лет он унаследовал и воспринял от своего отца склонность к наблюдениям, систематизации, научным обобщениям, писательскому делу и другие качества весьма квалифицированного исследователя. Первые оформленные в тексты «замечания» И.Л. Дебу появились еще в 1816–1818 гг. и были посвящены природно-географическим условиям, истории и устройству Кавказской линии, предложениям по ее улучшению. Эти записки направлялись в войсковое начальство и снискали там весьма лестные отзывы.
В период многолетнего пребывания на Кавказе И.Л. Дебу, по его собственному признанию, хорошо познакомился с «местными обстоятельствами» и свободное время посвящал собиранию сведений о малоизвестной до того времени стране, преимущественно по военной части. В 1821–1823 гг. в журнале «Отечественные записки» появилась серия статей И.Л. Дебу о Черномории [3, 5]. В одной из них автор сообщает, например, что ранее территория Черноморского войска «заключалась между Бугом и Днестром по берегу Черного моря… но с 1792 г. владение их, по Высочайшему повелению, заняло пространство от южных берегов Азовского моря до острова Тамань», и описывает состав новых поселений [1, с. 201–202]. В разделе «Происхождение Черноморских казаков» речь идет о том, что казаки под названием «Черноморских» есть «остаток Запорожцев», собравшихся в 1787 г. перед войной с Оттоманской Портой. Упомянуты их первый кошевой атаман полковник Сидор Белый, за коим последовал Чепега. По поводу подробной их истории следует отсылка к известной литературе [1, с. 214–215]. И.Л. Дебу подробно перечисляет, какие обязанности выполняло это войско на Кубани, в каких походах и военных кампаниях принимало участие, приводит статистические данные о содержании войска в финансовом отношении, кратко описывает общественное устройство, хозяйственные занятия, внутреннее управление и приходит к выводу, что военная служба зачастую мешает успешной хозяйственной деятельности [1, с. 316]. Большой интерес представляет раздел «Образ жизни», где автор прямо утверждает, что черноморские жители в образе жизни, одежде, нравах и языке «ни мало не отличаются от Малороссов». Они также занимаются хлебопашеством, рыболовством, разведением скота, который у них «украинской породы». Они живут в довольстве и между ними достаточно богатых людей. Малороссийские же казаки, поселенные между черноморскими жителями относительно недавно, в 1820 г., терпят во многом крайние недостатки [1, с. 317–318].
Развернутая статья И.Л. Дебу имела подробную и четкую структуру в подаче материала, обильные статистические и топонимические сведения, в ней хорошо заметно авторское отношение к описываемым сюжетам. Детальное знакомство И.Л. Дебу с историей создания, современным устройством и проблемами Черноморского войска позволило ему сделать ряд важных предложений по исправлению недостатков  и улучшению безопасности и надежности пограничной линии.  
В полном виде результат десятилетней работы по обобщению всех соб-ранных фактов нашел воплощение в знаменитых записках «О Кавказской ли-нии и присоединенном к ней Черноморском войске…», составленных на основании личных наблюдений, архивных источников, военных донесений, и изданных в 1829 г. в Петербурге [2]. В предисловии И.Л. Дебу поясняет, что написал свой труд из-за недостатка «сведений о причинах, побудивших … укрепить Кавказскую линию», и для определения способов, «могущих навсегда утвердить спокойное владение России над пространством земли, оспариваемой с давних времен разными окружающими ее народами…». Это сочинение часто называют одним из первых этнографических очерков о народах Кавказа. Здесь присутствует также и малороссийская тема, вписанная в общеисторический и военный контексты.
Так, в 1-й главе «Записок…» И.Л. Дебу обращается к вопросу о происхождении казаков. Он сообщает, что казаки как «некоторый род общества» издавна жили в южных землях России от Днепра до Уральских гор. По своему образу жизни они сделались нужными всем своим соседям и в мирное время и в военное. Постепенно количество казаков умножилось, и расселяться они стали в разных местах. Например, Запорожские казаки произошли от Курских. Жившие в Курском княжестве вольные люди были выгнаны оттуда за свои разбои и поселились на Днепре у порогов (отчего и получили название), где и жили до своего уничтожения. «Холостая и своевольная их жизнь служила приманкой для молодых людей распутной жизни», что привело к значительному увеличению их численности. После того как Киев и часть земель на восточном берегу Днепра перешли в польское владение, было положено начало Малороссийским казакам на левой стороне реки. Название же Запорожцы осталось только для обитавших на днепровских порогах [2, с. 40–44]. В 1569 г. 5000 запорожцев под командованием Михайла Вишневецкого сыграли историческую роль, разбив под Астраханью турок. После чего в смутное для России время значительная их часть осталась на Дону, часть ушла с Ермаком в Сибирь, часть на Кавказ. В кратком историческом экскурсе И.Л. Дебу рисует свою оригинальную концепцию происхождения казачества, направлений и причин его постепенного расселения по огромным пространствам России, в том числе на Северный Кавказ.    
Склонность И.Л. Дебу к внимательному изучению той местности, где он находился, проявилась и на Южном Урале, в Оренбургском крае. В 1837 г. в Москве издается «Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии» [4] – сочинение «о весьма богатом произведениями природы, промышленном, живописном и любопытном по многим отношениям отдаленном крае». Сам автор видит себя продолжателем дела П.И. Рычкова, подготовившего подобное описание края еще в 1762 г., но, по его замечанию, во-первых, многие сведения уже устарели по причине «великих изменений в образе устройства и управления» за прошедшее время, во-вторых, предшественник осветил далеко не все вопросы, которые планировал.  
В новой книге И.Л. Дебу – уже бывшего к тому времени Оренбургского гражданского губернатора – встречаются и некоторые упоминания о «малороссах». Так, например, в разделе «Народонаселение губернии» автор указывает, что Оренбургская губерния весьма мало населена, несмотря на частные переселения крестьян из разных российских губерний с разрешения Правительства. Численность податного населения (без дворян, гражданских чиновников и регулярных войск) составляет 375 230 душ мужского пола с учетом крестьян различных статусов и категорий, в том числе свободных хлебопашцев – 299 чел. Среди неподатного населения казаков (Оренбургских и Уральских) – 34 809 чел.; среди поселян казенного ведомства, переселившихся из других мест России, вместе с прочими указаны 52 человека из Слободско-Украинской губернии [4, с. 35–38].  
В сочинении И.Л. Дебу дает развернутое описание отдельных населенных пунктов губернии, и среди прочих можно найти сведения об основании Илецкой крепости: «Первоначально обзаведение сего городка последовало по просьбе Уральских казаков Черкасского происхождения: Ивана Никифорова Изюмского и Андрея Денисова Черкасова, «по отводу Канцелярии Оренбургской Экспедиции именным Указом, состоявшемся в 1736 г. ... повелено было набрать к означенным просителям в сотоварищество... до 500 семей... Сначала казаки сии были под жалованными привилегиями, а в 1738 г. отданы в ведение Уральского войска, с коим и содержали один форпост, а службу исправляли по особым нарядам без жалованья, содержа себя хлебопашеством, звериною и рыбною ловлею, по удобству и достатку здешних мест...» [4, с. 160]. «Во всем... Зауральском крае... по реке Уралу устроено при границе десять форпостов, в коих водворены домами Уральские и Оренбургские казаки в числе до 500 семейств... на левом же берегу реки Урала водворены прежде бывшие солевозцы в двух селениях, из коих в именуемом Новокардайловкою более 500 душ Малороссиян, а в другом, называющемся Краснохолмским, Русских и Малороссиян до 350 душ мужского пола» [4, с. 170–171].
Далее И.Л. Дебу переходит к рассмотрению вопроса о положении и первоначальном основании военных заселений, «именуемых крепостями и составляющих Оренбургскую линию по Киргиз-Кайсацкой степи от Оренбурга до пределов Западной Сибири...». Среди них упоминается Татищевская (Камыш-Самарская) крепость, построенная в 1735 г., хотя достоверные сведения не известны. Первоначально она состояла из «малороссиян», которых насчитывалось до 100 дворов [4, с. 178–179]. «Малороссиянами» также была первоначально заселена крепость Рассыпная, в количестве до 100 дворов, по добровольному их желанию. Но случилось так, что большая часть переселенцев во время нахождения их в поле на жатве была уведена в плен киргизами. Из оставшихся некоторые уехали назад в Украину на прежние места своего жительства, а другие перешли жить на реку Кинель [4, с. 196–197]. Весьма вероятно, что казаки – выходцы из Украины, в небольшом количестве находились также и в других форпостах по линии (Степная, Озерная и др.), т.к. вокруг них земля наиболее пригодна для хлебопашества и сенокоса. Со временем некоторые из бывших крепостей превращались в казацкие станицы.
Информация, зафиксированная И.Л. Дебу, дает первоначальные пред-ставления о том, что «малорусские» казаки были инициаторами основания нескольких форпостов-крепостей по Оренбургской линии, где местное начальство поддержало эти военно-хозяйственные проекты и поселило казаков в новых землях на льготных условиях, приведены также общие статистические данные.
Таким образом, И.Л. Дебу волей своей судьбы связал две большие области размещения казаков – Северный Кавказ и Южный Урал, и составил их развернутое описание на основе, прежде всего, личных наблюдений и текущей отчетной документации. При этом приводимые цифровые показатели не всегда точны, в указанных работах можно усмотреть элементы политической конъюнктуры. Но вместе с тем, именно благодаря исследовательскому энтузиазму кадрового офицера и управленца в его сочинениях сохранились хотя и краткие, фрагментарные, но весьма важные и хронологически одни из самых ранних факты и сведения о пребывании выходцев из Украины в составе Черноморского и Оренбургского казачьих войск, некоторых особенностях их быта, большом значении в первоначальном военно-хозяйственном обустройстве пограничных земель Российского государства. 

Литература

1. Дебу И.Л. Замечания о состоянии Черномории и черноморских казаках // Отечественные записки. СПб. 1823. Ч. 15. Кн. 40. С. 195–223; Кн. 41. С. 315–342.
2. Дебу И.Л. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, или общие замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах, Собранные Действительным Статским Советником и Кавалером Иосифом Дебу с 1816 по 1826 год. СПб.: В Типографии Карла Крайа, 1829. 464 с.
3. Дебу И.Л. О начальном установлении и распространении Кавказской линии, с обозначением поселенных казачьих полков, ее охраняющих и их происхождении, а также о занятиях и промышленности казаков, их отношении к ногайцам, чеченцам, калмыкам и армянам // Отечественные записки. СПб. 1823. Ч. 16. Кн. 43; 1824. Ч. 18. Кн. 48; 1824. Ч. 19. Кн. 51.
4. Дебу И.Л. Топографическое и статистическое описание Оренбургской губернии в нынешнем ее состоянии. Сочинение тайного советника Иосифа Дебу, автора книги: О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, изд. Александром Ширяевым. М.: В Университетской типографии, 1837. 224 с., прил.
5. Дебу И.Л. Разные исторические замечания относительно народов, соседственных Кавказской линии // Отечественные записки. 1821. Ч. 8. Кн. 18. С. 86–104; 1822. Ч. 9. Кн. 22. С. 245–264; Кн. 23. С. 354–381; Ч. 10. Кн. 24. С. 50–59.
6. Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А.А. Половцова. СПб.: 1896–1918. Т. 8.

Опубликовано: Черниенко Д.А. «Малороссы» черноморского и оренбургского казачьих войск в описаниях И.Л. Дебу // Кубань – Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. VII. Краснодар: ЭДВИ, 2013. С. 333-338. 

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 112 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка