Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Программа Девятых Международных Шевченковских чтений (Канев, 23 сентября 2021 г.)

ШЕВЧЕНКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАПОВЕДНИК

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ Т.Г. ШЕВЧЕНКО НАН УКРАИНЫ

ЧЕРКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО

ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ М.О. АУЭЗОВА КН МОН РК

УКРАИНСКИЙ ЦЕНТР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РАДА УКРАИНЦЕВ КАЗАХСТАНА»

ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ «ИНСТИТУТ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»

при информационной поддержке

МЕЖДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И СВЯЗЕЙ С ДИАСПОРОЙ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА «ЛЬВОВСКАЯ ПОЛИТЕХНИКА»

ПРОГРАММА

Девятых Международных Шевченковских чтений

«СОЗДАНИЕ НОВОЙ НАУЧНОЙ БИОГРАФИИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ»

(К 160-й годовщине со времени возвращения Тараса Шевченко в Украину)

Канев, 23 сентября 2021 года

Подробнее...
К 160-летию перезахоронения Тараса Шевченко

22 мая – дата перезахоронения Тараса Шевченко. Уже год с нами нет Валентина Иващенко. Глубокая незаживающая рана. Огромная, никем не заполненная ниша. Он много сделал чтобы мои поездки в Петербург были продуктивными и интересными. Эту статью посвящаю памяти Валентина. 22 мая 1861 года возле Канева на Черкащине было захоронено тело Великого украинского Кобзаря – Тараса Григорьевича Шевченко. Тарас Шевченко последние свои дни прожил в Санкт-Петербурге в здании Академии Художеств на берегу Невы, там у Шевченко была небольшая комната, в которой он жил и работал. Комната была поделена деревянной перегородкой на 2 этажа. Верхний этаж был предназначен преимущественно для жилья, а нижний для работы. В этой комнате, в возрасте 47 лет, на лестнице между этажами и остановилось сердце Кобзаря.

Подробнее...

Календарь публикаций

Июнь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Южный Урал (в границах современных Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областей) – регион, где исторически сформировался один из крупных и относительно компактных анклавов украинского населения на территории России. Появление украинцев на этих землях связано с военно-колонизационной политикой Российского государства, привлечением населения для службы в пограничных гарнизонах, хозяйственным освоением целинных земель, развитием промышленности.

Наибольшая численность украинцев на Южном Урале зафиксирована в довоенный и послевоенный периоды (1939 г. – 327281 чел.; 1959 г. – 346470). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., на Южном Урале проживает около 140 тыс. украинцев.
Большая численность украинского населения в регионе, его заметная роль в хозяйственной, общественно-политической и культурной сферах обу-словили высокий и стабильный научный интерес к данной этнической группе, который прослеживается с середины XVIII в. до настоящего времени. Различия в интенсивности научной работы, широте исследовательских задач и направлений, характере привлекаемых источников, возможностях социальной презентации полученных результатов позволяют выделить пять основных периодов в формировании региональной украинистики: 1) середина XVIII – начало XX в.; 2) 1920–1930-е гг.; 3) 1941–1943 гг.; 4) 1950–1980-е гг.; 5) 1990–2010-е гг.
1. Вторую половину XVIII – начало XX вв. можно рассматривать как период накопления, систематизации и первого опыта критического анализа информации о появлении украинцев на территории Южного Урала. Первые сведения о пребывании украинцев в Оренбургском крае зафиксированы в трудах П.И. Рычкова «Оренбургская история» (1759) и «Топография Оренбургской губернии» (1762). Среди авторов данного периода, обратившихся к вопросам пребывания украинцев на Южном Урале, были энтузиасты – любители старины, представители самых различных областей: профессиональные историки и этнографы (П.С. Ефименко, Н.А. Фирсов, Г.И. Перетяткович), государственные чиновники (П.И. Рычков, И.Л. Дебу, В.А. Новиков, В.А. Абрютин, В.П. Михайлов), экономисты-статистики (В.М. Черемшанский, К.Е. Сувчинский, В.Э. Ден), местные краеведы (Ф.М. Стариков, В.Н. Витевский, В.А. Ефремов, Р.Г. Игнатьев), писатели (П.П. Свиньин, Т.Г. Шевченко, Г.И. Успенский, Ф.Д. Нефедов). Их сочинения в разных жанрах (книги, статьи, отчеты, очерки, описания, заметки, записки, повести) отличаются по степени подробности и достоверности излагаемых событий. Благодаря исследовательскому энтузиазму и подвижнической деятельности ученых в научной и научно-популярной литературе XVIII–XIX вв. были показаны причины, ход и результаты переселенческого движения; дана информация об основных местах исхода переселенцев из Украины; приведены важные статистические сведения, динамика демографических изменений; указаны старейшие населенные пункты – крепости, слободы, села; отмечены особенности быта, хозяйства, нравов, языка, дальнейшей судьбы переселенцев на новых зем-лях.
2. В 1920–1930-е гг. в контексте развития краеведческой работы нача-лось систематическое изучение родного края. До 1920-х гг. украинская тематика присутствовала в научных публикациях преимущественно в общем контексте различных аспектов региональной военной, аграрной, политической истории, культурных традиций восточнославянской общности. В советский период украинцы Южного Урала постепенно становятся отдельным исследовательским объектом, их изучение проходит в рамках создающихся специализированных научных учреждений и обществ.
Наиболее содержательные статьи, опубликованные во второй половине 1920-х гг., принадлежат местным краеведам и ученым – Г.И. Комиссарову, М. Никитину, Н.Н. Барсову. Уникальную в своем роде работу по анализу этнического состава Приуральского региона в 1926 г. подготовил петербургский ученый Ф.А. Фиельструп. Труд, основанный на обширном массиве статистических сведений, дополнялся первой картой расселения восточнославянских народов в Приуралье. В 1929–1930 гг. в составе комплексной научной экспедиции АН СССР на территории Башкирии работал ленинградский этнограф А.С. Бежкович, который обследовал, в том числе, несколько населенных пунктов с преобладающим украинским населением и в ряде статей оставил подробное описание хозяйственной деятельности и материальной культуры.  В 1938–1940 гг. на территории Башкирской АССР проводилась научная экспедиция Института истории, языка и литературы БашНИИ, научное руководство полевыми исследованиями осуществляла ленинградский филолог, фольклорист Н.П. Колпакова. Маршрут экспедиции охватил и места компактного расселения украинцев в некоторых районах Башкирии, где впервые были сделаны записи украинского песенного творчества. В публикациях и дневниковых записях описаны встречи и беседы с местными украинцами, наблюдения над их бытом. В 1939 г. появилось первое региональное научное издание о Т.Г. Шевченко – «Т.Г. Шевченко в ссылке» – коллективный труд оренбургских писателей и ученых. Основными источниками для подготовки книги стали сочинения поэта периода солдатчины, письма, воспоминания, сочинения его биографов 1870–1890-х гг., публикации в советской литературе.
В довоенный период преобладающей темой научных трудов оставалась история переселенческого движения, в научный оборот введено значительное количество статистического материала. Новая страница в научной истории Приуральского региона связана с началом первых экспедиционных исследований. Расширение источниковой базы за счет разнообразных полевых материалов позволило заложить основу для формирования в дальнейшем двух ведущих направлений – этнографического и фольклорного.
3. В июле 1941 г. – августе 1943 г. в Уфе в эвакуации находилась большая часть учреждений Академии наук УССР, в том числе Институт народного творчества и искусств (ныне – Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф. Рыльского НАН Украины). В план на 1942 г. среди прочих была включена тема «Язык и фольклор украинского населения в Башкирии», поэтому научная работа Института сосредоточилась, прежде всего, на изучении традиционной культуры украинских переселенцев в Башкирии – фольклора, народного творчества, материальной культуры. До марта 1943 г. было организовано семь (по другим данным – восемь) поездок по местам компактного проживания украинцев на территории Башкирии, выбирались села разных типов – с мононациональным и смешанным населением, с выходцами разного времени и из разных областей (губерний) Украины. В экспедициях приняли участие ведущие сотрудники АН УССР: филологи П.С. Лысенко, В.С. Ильин, фольклорист М.М. Плисецкий, этнограф В.П. Петров, музыковед М.Я. Береговский, писатели П. Панч, А.И. Копыленко, лаборант Е. Володарская, местные исследователи – краевед М.И. Касьянов, художник К.С. Давлеткильдеев. Главным результатом исследований стала подготовка и оформление собранных сведений в виде сборника научных статей (коллективной монографии) «Украинское народное творчество за пределами УССР. Украинцы в Башкирии». Работа над сборником обозначила новый и важный для советской этнографии того времени исследовательский объект – история и культура украинского народа в ино- и полиэтничном окружении. К сожалению, по разным причинам в свое время материалы экспедиций не были опубликованы и попали в институтский архив. Издание сборника «Украинцы в Башкирии» в том виде, в котором он был подготовлен к печати в 1943 г., дополненное экспедиционными дневниками, рецензиями, очерками, иллюстрациями, примечаниями осуществлено в 2011 г. к 70-летию эвакуации АН УССР в Уфу и 90-летию Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф. Рыльского [1].  
Пребывание гуманитарных институтов Академии наук УССР в Башки-рии в годы Великой Отечественной войны позволило провести первое комплексное исследование местного украинского населения в экспедиционной форме; привлечь значительный объем устных источников; обозначить актуальную до настоящего времени проблему изучения этнической группы, оторванной от материнского этноса; определить направления дальнейших перспективных исследований, поскольку историческое, статистико-демографическое, хозяйственное изучение в полной мере осуществлено еще не было, этнографическое описание украинцев Башкирии в 1940-е гг. также осталось незавершенным.       
4. В годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время соци-ально-экономические и гуманитарные отношения между Украиной и Южным Уралом значительно укрепились. В 1950–1980-е гг. происходило наращивание промышленно-технического, социального и культурного сотрудничества. На таком фоне постепенно формируется и научно-познавательный интерес к различным сюжетам, связанным с пребыванием украинцев в приуральском регионе. Развитие этого интереса происходило по пяти основным направлениям: 1) история переселенческого движения (С.А. Попов, Х.Ф. Усманов); 2) устное народное творчество (Л.И. Брянцева, И.Е. Карпухин, Ф.Г. Ахатова); 3) этнографическое изучение украинского населения (Е.П. Бусыгин, В.Я. Бабенко); 4) украинско-южноуральское сотрудничество (П.Е. Матвиевский, А.Н. Киреев, Г.Р. Мухаметдинов и др.); 5) южноуральское (оренбургское) шевченковедение (Н.Е. Прянишников, А.Н. Ведмицкий, Л.Н. Большаков). 
В 1948–1949 гг. БашНИИ истории, языка и литературы совместно с ка-федрой фольклора МГУ организовал ряд экспедиций с целью выявления и записи произведений устно-поэтического творчества русского населения республики. Руководила экспедициями доцент МГУ Э.В. Померанцева. Среди собранного материала находилось около 30 украинских народных песен. В 1960-е гг. начинается подготовка собственных научных кадров в вузах Башкирии, что приводит к формированию научных школ в разных областях знания. В Башкирском государственном университете сложилась научная школа фольклористики профессора Л.Г. Барага, в Башкирском филиале АН СССР – научная школа этнографии академика Р.Г. Кузеева. Развитие украинистики в рамках формирующихся двух научных школ на основе ведущих университетских и академических центров Башкирии способствовало тому, что исследования приобретают организованный, междисциплинарный характер, прочную методологическую основу (теории «малых этнических групп» и межкультурного взаимодействия), расширяется круг вовлеченных в работу специалистов, реализуются программы регулярных экспедиций. Ранее поднимавшиеся вопросы истории переселенчества и песенного фольклора украинцев в процессе экспедици-онной и архивной работы получают дополнительные источники.
Представитель научной школы Р.Г. Кузеева – этнограф В.Я. Бабенко явился первым исследователем на Южном Урале и в России, который развернул системное и комплексное изучение истории, расселения, материальной культуры, фольклора, этносоциальных процессов, механизмов адаптации переселенцев и их потомков в полиэтничной и поликультурной среде на материалах отдельного региона – Башкирии, нашедшее отражение в серии статей и диссертации [2]. Регулярные полевые исследования В.Я. Бабенко проходили с 1974 г., объектами изучения стали десятки населенных пунктов, где проводились наблюдения за бытом местных жителей, фиксировались рассказы старожилов, обычаи и обряды, собирались образцы декоративно-прикладного искусства и песенно-фольклорный материал. Фотоматериалы и фонозаписи легли в основу уникального личного архива ученого.
В 1970–1980-е гг. устанавливаются и укрепляются научные связи Южного Урала с Украиной, что нашло проявление в доступе к украинским архивам, возможности публиковать результаты исследований в украинских журналах, взаимном участии в конференциях, симпозиумах и других мероприятиях. В своей совокупности происходившие изменения подготовили прочную базу для продолжения исследований в последующее время.
5. В постсоветский период общий закономерный рост интереса к нацио-нальным вопросам, истории российско-украинского взаимодействия, особенностям проживания украинского этноса на территории России обусловили ряд характерных черт, принципиально отличающих состояние и развитие украинистики на Южном Урале в 1990–2010-е гг. от предшествующих периодов.
Во-первых, организационное оформление научной деятельности, складывание исследовательских коллективов. В Уфе в 1993–1999 гг. на общественных началах работал «Научный центр украинистики В. Бабенко», в Оренбурге с 1993 г. действовал организованный Л.Н. Большаковым НИИ «Институт Тараса Шевченко» (ИТШ) сначала как общественная организация, затем как структурное подразделение Оренбургского госуниверситета. На базе ИТШ постепенно сформировалась региональная научная школа шевченковедения. С 1999 г. научная работа в области украинистики проводится в Уфимском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.  Образовательное учреждение стало признанным центром украиноведческих исследований не только в Урало-Поволжском регионе, но и в Российской Федерации, местом проведения круглых столов, семинаров, курсов повышения квалификации, конференций, во многих случаях совместно с учеными Украины. Материально-техническая база, наличие собственного издательского центра и типографии позволили регулярно публиковать материалы научных мероприятий, а также книги, сборники, справочники по различным аспектам региональной украинистики. В 2010 г. в Уфе создана Межрегиональная общественная организация «Научное общество украинистов им. Т.Г. Шевченко», объединяющая исследователей из разных регионов России. В Оренбурге изучение украинцев края проводится Научно-исследовательским центром истории народов Южного Урала Оренбургского аграрного университета, НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского госуниверситета.   
Во-вторых, регулярное проведение украиноведческих научных мероприятий различного статуса. С 1991 г. по настоящее время в Уфе и Оренбурге прошло более 15 крупных форумов межрегионального, всероссийского и международного уровней [3].  
В-третьих, подготовка тематических сборников [4], диссертаций (Ф.Г. Ахатова, Н.А. Баранова, Т.Д. Крамарчук, Н.А. Молощенков, А.Р. Хабибуллина) [5], научных монографий (В.Я. Бабенко, Ф.Г. Ахатова, В.В. Амелин, Д.А. Черниенко) [6] по украиноведческой проблематике и смежным вопросам.
В-четвертых, значительное расширение исследовательских тем, превра-щение региональной украинистики в междисциплинарную научную область.
В-пятых, укрепление взаимодействия с научно-образовательными цен-трами Украины, например, Институтом искусствоведения, фольклористики и этнографии им. М. Рыльского, Институтом украинского языка НАН Украины, Национальным научно-исследовательским институтом украиноведения и всеобщей истории (Киев), Международным институтом образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника», университетами Полтавы, Чернигова, Нежина, Херсона, Дрогобыча и др.   
В-шестых, разнообразие форм просветительства и популяризации украинской культуры. В Башкортостане существует пять музейных экспозиций с украинскими коллекциями, «Украинское подворье» с музеем и библиотекой открыто в 2007 г. в «Национальной деревне» г. Оренбурга. Содержательные материалы про историю и культуру украинцев неоднократно включены в региональные энциклопедии, атласы, словари, справочники [7]. 
Таким образом, в 1990–2010-е гг. наличие богатого исследовательского опыта, организационных основ и кадрового потенциала подготовили необходимые условия для формирования региональной украинистики как самостоятельного научного направления, представленного двумя исторически, географически и научно взаимосвязанными центрами – Уфа и Оренбург. Южноуральская украинистика в настоящее время развивается как междисциплинарная область научного знания, обеспеченная обширной источниковой и историографической базой, включающая исторические, этнографические, фольклорные, лингвистические, педагогические, музееведческие аспекты.
Наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований явля-ются: 1) продолжение экспедиционных обследований населенных пунктов и районов, пока сохраняющих относительно компактные группы украинского населения и элементы традиционной культуры; 2) лингвистическое и диалектологическое изучение украинцев Южного Урала; 3) проведение сравнительно-исторических исследований на материалах Южного Урала и других регионов страны (например, Большой Урал, Урало-Поволжье, Урал – Сибирь и т.д.), что является чрезвычайно важным для понимания общих закономерностей и результатов этнокультурных процессов в среде украинского населения России; 4) издательская деятельность – значимыми проектами могут стать подготовка историко-географического атласа населенных пунктов, основанных украинскими переселенцами, региональной энциклопедии, работ по истории отдельных населенных пунктов; 5) сохранение, обработка и презентация информации об истории и культуре украинцев Южного Урала, например, в форме электронного архива аудио-, фото- и видеодокументов, информационно-исследовательского портала, виртуальных экспозиций и т.п.
Таким образом, длительные традиции изучения истории и культуры украинского населения в регионе, значительный корпус разнообразных источников, системная и организованная научная деятельность, наличие ряда проблемно-тематических исследовательских направлений позволяют рассматривать Южный Урал как один из центров современного российского украиноведения.

Литература

1. Українці Башкирії. Т.1. Дослідження і документи. К.; Уфа, 2011. 492 с.
2.  Бабенко В.Я. Материальная культура украинцев Башкирии: Историко-этнографическое исследование. Дис. … канд. ист. наук. Л., 1985.
3. Украина – Башкортостан: годы испытаний и сотрудничества. Уфа, 1993; Украинцы в Оренбургском крае. Оренбург, 1997; Помнят степи певца Украины. Оренбург, 2000; Украина – Башкортостан: связь времен. Уфа, 2001; Развитие социально-экономического и культурного сотрудничества Башкортостана и Украины. Уфа, 2003; Совершенствование преподавания предметов украиноведческого цикла в школах РФ. Уфа, 2003; Этническая история и духовная культура украинцев Оренбуржья: состояние и перспективы развития. Оренбург, 2004; М. Грушевский – историк, общественный и политический деятель, человек. Уфа, 2005; Кобзарь и Оренбуржье. Оренбург, 2006; Украинистика в России: история, состояние, тенденции развития. Киев; М.; Уфа, 2010; Украинская этничность в социокультурном пространстве России. Уфа, 2011; Башкортостан – Украина: наука, образование и культура в годы Великой Отечественной войны. Уфа, 2011.
4. Песенный фольклор украинских переселенцев в Башкирии. Київ; Уфа. 1995. 240 с.; История Украины: Учебное пособие. Уфа, 1996. 416 с.; Завези од мене поклон в Україну… Фольклор українців Башкортостану. Уфа, 1999. 168 с.
5. Ахатова Ф.Г. Песенный фольклор украинцев Башкортостана (историко-этнографическое исследование). Уфа, 1997; Крамарчук Т.Д. Українська діаспора Республіки Башкортостан: історія формування та особливості існування в іншоетнічному середовищі. Черкаси, 2000; Баранова Н.А. Экономические и культурно-духовные связи Башкортостана и Украины (XX век). Уфа, 2003; Молощенков А.Н. Переселение украинцев на Южный Урал и проблемы их этнокультурного развития. М., 2010; Хабибуллина А.Р. Историко-культурные центры как форма оптимизации этнической идентичности и межэтнических коммуникаций в Республике Башкортостан. Ижевск, 2010. 
6. Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. Уфа, 1992. 260 с.; Ахатова Ф.Г. Украинские песни в Башкортостане (историко-этнографическое исследование). Уфа, 2000. 146 с.; Амелин В.В., Молощенков А.Н. Украинцы на Южном Урале. Оренбург, 2012. 190 с.; Черниенко Д.А., Пилипак М.А. Село Казанка и украинцы Альшеевского района. Уфа, 2012. 134 с.; Черниенко Д.А. Украинистика Южного Приуралья. Ижевск, 2013. 308 с.
7. Народы Южного Урала: Этнический взгляд на историю. Оренбург, 2001. 196 с.; Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа 2002. С. 261–294; Этнокультурная мозаика Оренбуржья. Оренбург, 2003. С. 55–64; Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М., 2007. С. 444–447; Мы – оренбуржцы. Историко-этнографические очерки. Оренбург, 2007. С. 92–113; Башкирская Энциклопедия. Т.6. Уфа, 2010. С. 412–413.

Опубликовано: Черниенко Д.А. Украиноведческие исследования на Южном Урале: история и современное состояние // Украинцы юга России: проблемы истории, культуры, социально-экономического развития: мат-лы Междунар. науч. конф. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2013. С. 48-55.

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 105 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка