УКРАИНЦЫ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Расселение украинского этноса на территории современной России, активно проходившее во второй половине XIX – первой половине XX в., в наибольшей степени охватило несколько регионов, которые можно отнести к традиционным областям переселенческого движения – Кубань («Малиновый клин»*), Нижнее Поволжье («Желтый клин»), Южный Урал, Юг Западной Сибири («Серый клин»), Дальний Восток («Зеленый клин»).
Общими чертами для них являются: 1) начало массовых и организованных миграционных процессов в дореволюционный (досоветский) период; 2) схожие географические и природно-климатические условия – степная и лесостепная зоны; 3) преобладающий крестьянский состав переселенцев и появление крупных ареалов многочисленных сельских поселений различного типа; 4) складывание относительно устойчивых этнокультурных комплексов, подвергшихся значительной трансформации уже во второй половине XX в.
Южный Урал (в границах современных Республики Башкортостан, Оренбургской области, Челябинской области), как и другие области, обладает рядом историко-культурных особенностей, среди которых специфическая этноязыковая (тюрко-славянская) среда, где украинцы не являлись доминирующим этносом; транзитный характер миграций; переселенцы не занимали здесь сплошных территорий, расселяясь отдельными компактными анклавами; отсутствие процессов украинизации и т.п. Большая численность украинского населения в регионе, его заметная роль в хозяйственной, общественно-политической и культурной сферах обусловили высокий и стабильный научный интерес к данной этнической группе, который прослеживается с середины XVIII в. до настоящего времени.
В научных трудах второй половины XVIII – начала XX вв. (В.Н. Витевского, И.Л. Дебу, В.Э. Дена, П.С. Ефименко, В.А. Новикова, Г.И. Перетятковича, П.И. Рычкова, Ф.М. Старикова, Н.А. Фирсова и др.) и литературных произведениях П.П. Свиньина, Т.Г. Шевченко, Г.И. Успенского, Ф.Д. Нефедова были показаны причины, ход и результаты переселенческого движения, дана информация об основных местах исхода переселенцев из Украины, приведены важные статистические сведения, динамика демографических изменений, указаны старейшие населенные пункты – крепости, слободы, села, отмечены особенности быта, хозяйства, нравов, языка переселенцев на новых землях.
В советский период в контексте развития краеведческой работы украинцы Южного Урала постепенно становятся отдельным исследовательским объектом. Наиболее содержательные статьи 1920–1930-х гг. принадлежат местным краеведам и ученым – Г.И. Комиссарову, М. Никитину, Н.Н. Барсову. Уникальную в своем роде работу по анализу этнического состава Приуральского региона в 1926 г. подготовил петербургский ученый Ф.А. Фиельструп. В 1929–1930 гг. в составе комплексной научной экспедиции АН СССР на территории Башкирии работал ленинградский этнограф А.С. Бежкович, который обследовал, в том числе, несколько населенных пунктов с преобладающим украинским населением и в ряде статей оставил подробное описание хозяйственной деятельности и материальной культуры. В 1939 г. увидел свет коллективный труд оренбургских писателей и ученых «Т.Г. Шевченко в ссылке» – первое региональное научное издание по шевченковедению.
В июле 1941 г. – августе 1943 г. в Уфе в эвакуации находилась большая часть учреждений Академии наук УССР, в том числе Институт народного творчества и искусств (ныне – Институт искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф. Рыльского НАН Украины), работавший среди прочих над темой «Язык и фольклор украинского населения в Башкирии». До марта 1943 г. было организовано семь поездок по местам компактного проживания украинцев. В экспедициях приняли участие ведущие сотрудники АН УССР: филологи П.С. Лысенко, В.С. Ильин, фольклорист М.М. Плисецкий, этнограф В.П. Петров, музыковед М.Я. Береговский, писатели П. Панч, А.И. Копыленко, а также местные исследователи. Главным результатом стала подготовка сборника научных статей (коллективной монографии) «Украинское народное творчество за пределами УССР. Украинцы в Башкирии». По разным причинам в свое время материалы экспедиций не были опубликованы и попали в институтский архив. Издание сборника «Украинцы в Башкирии» в том виде, в котором он был подготовлен к печати в 1943 г., дополненное экспедиционными дневниками, рецензиями, очерками, иллюстрациями, примечаниями, осуществлено в 2011 г. к 70-летию эвакуации АН УССР в Уфу и 90-летию Института искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М.Ф. Рыльского .
В 1950–1980-е гг. происходило наращивание промышленно-технического, социального и культурного сотрудничества между Южным Уралом и Украиной. На этом фоне постепенно формируется и научно-познавательный интерес к различным сюжетам, связанным с пребыванием украинцев в южноуральском регионе: 1) история переселенческого движения (С.А. Попов, Х.Ф. Усманов); 2) устное народное творчество (Л.И. Брянцева, И.Е. Карпухин); 3) этнографическое изучение украинского населения (Е.П. Бусыгин, В.Я. Бабенко); 4) украинско-южноуральское сотрудничество (П.Е. Матвиевский, А.Н. Киреев, Г.Р. Мухаметдинов и др.); 5) южноуральское (оренбургское) шевченковедение (Н.Е. Прянишников, А.Н. Ведмицкий, Л.Н. Большаков). В 1960-е гг. начинается подготовка собственных научных кадров в вузах Башкирии, что приводит к формированию научных школ в разных областях знания. В Башкирском государственном университете сложилась научная школа фольклористики профессора Л.Г. Барага, в Башкирском филиале АН СССР – научная школа этнографии академика Р.Г. Кузеева. Ранее поднимавшиеся вопросы истории переселенчества и песенного фольклора украинцев в процессе экспедиционной и архивной работы получают дополнительные источники. Этнограф В.Я. Бабенко явился первым исследователем на Южном Урале и в России, который развернул системное и комплексное изучение истории, расселения, материальной культуры, этносоциальных процессов, механизмов адаптации переселенцев и их потомков в полиэтничной и поликультурной среде на материалах отдельного региона – Башкирии, нашедшее отражение в серии статей и диссертации . Регулярные полевые исследования В.Я. Бабенко проходили с 1974 г., объектами изучения стали десятки населенных пунктов, где проводились наблюдения за бытом местных жителей, фиксировались рассказы старожилов, обычаи и обряды, собирались образцы декоративно-прикладного искусства, устного творчества. Фотоматериалы и фонозаписи легли в основу уникального личного архива ученого. Значительный вклад в изучение песенного фольклора украинцев Башкортостана и сравнительные исследования восточнославянских традиций внесла Ф.Г. Ахатова.
В 1990–2010-е гг. наличие богатого исследовательского опыта, организационных основ и кадрового потенциала подготовили необходимые условия для формирования региональной украинистики как самостоятельного научного направления, представленного двумя исторически, географически и научно взаимосвязанными центрами – Уфой и Оренбургом. Южноуральская украинистика в настоящее время развивается как междисциплинарная область научного знания, обеспеченная обширной источниковой и историографической базой, включающая исторические, этнографические, фольклорные, лингвистические, педагогические, музееведческие аспекты.
В Уфе в 1993–1999 гг. на общественных началах работал «Научный центр украинистики В. Бабенко», в рамках которого проведено немало крупных научных, в том числе, международных мероприятий, издавалась научная литература об украинцах Башкортостана, Урало-Поволжья, России, устанавливались связи с ведущими научно-образовательными учреждениями Украины. С 1999 г. научная работа в области украинистики проводится в Уфимском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Образовательное учреждение стало признанным центром украиноведческих исследований не только в Урало-Поволжском регионе, но и в Российской Федерации, местом проведения круглых столов, семинаров, курсов повышения квалификации, международных конференций совместно с учеными Украины. Регулярно издаются материалы научных мероприятий, а также книги, сборники, справочники по различным аспектам региональной украинистики. В 2010 г. в Уфе создана межрегиональная общественная организация «Научное общество украинистов им. Т.Г. Шевченко», объединяющая исследователей из разных регионов России . В Оренбурге с 1993 по 2004 г. действовал организованный известным литературоведом Л.Н. Большаковым НИИ «Институт Тараса Шевченко» (ИТШ), на базе которого постепенно сформировалась региональная научная школа шевченковедения. В последние годы изучение украинцев края проводится Научно-исследовательским центром истории народов Южного Урала Оренбургского аграрного университета (А.В. Федорова), НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского госуниверситета (В.В. Амелин). С 1991 г. по настоящее время в Уфе и Оренбурге прошло более 15 крупных форумов межрегионального, всероссийского и международного уровней ; подготовлено несколько тематических сборников , диссертаций , научных монографий по украиноведческой проблематике и смежным вопросам. Значительным историографическим событием стало появление первого обобщающего исследования, посвященного истории переселенческого движения .
Результаты научно-исследовательской работы представлены в постоянно действующих экспозициях украинской культуры и быта. Например, в Башкортостане существует пять музейных экспозиций с украинскими коллекциями – в Национальном музее Республики Башкортостан (г. Уфа), Музее археологии и этнографии Института этнологических исследований УНЦ РАН, Юматовском этнографическом музее Уфимского района (ранее – народный музей этнографии супругов С.А. и Н.С. Зыряновых), музее с. Золотоношка Стерлитамакского района, музее украинского искусства при украинской национальной воскресной школе им. Т.Г. Шевченко г. Уфы. В 2007 г. в Оренбурге открыт культурно-этнографический комплекс «Национальная деревня», в том числе «Украинское подворье», частью которого являются кафе, гостинца, библиотека, дом-музей украинской народной архитектуры и быта с тематической экспозицией «Украинцы и Оренбуржье». Содержательные материалы по истории и культуре украинцев Южного Урала неоднократно включены в региональные энциклопедии, атласы, словари, справочники . Длительные традиции изучения истории и культуры украинского населения в регионе, значительный корпус разнообразных источников, системная и организованная научная деятельность, наличие ряда проблемно-тематических исследовательских направлений позволяют рассматривать Южный Урал как один из центров современного российского украиноведения.
Солидная источниковая база и историографический опыт региональной украинистики позволяют достаточно точно реконструировать основные этапы и закономерности переселенческого движения. Первые сведения о появлении украинцев на Южном Урале относятся к 1620–1630-м гг., когда в составе боярских свит на военную службу в Уфимскую крепость регулярно направлялось по несколько «черкас» . С середины 1730-х гг. разворачивается активная военно-колонизационная политика Российского государства на восточных границах. Особое внимание уделялось строительству крепостей на Оренбургской оборонительной линии, что требовало привлечения нового населения для несения службы в гарнизонах и хозяйственного освоения целинных земель. Указы императрицы Анны Иоанновны от 20 августа 1739 г. и 23 января 1740 г. запрещали принимать на поселение в Оренбургском крае «великороссов» и разрешали привлекать в крепости выходцев из «Малой России» . Правительственные инициативы положили начало организованному заселению Оренбургского края украинцами из юго-западных губерний Российской империи, преимущественно это были казаки из восточной части Украины и крестьяне, в том числе, беглые. Первые украинские селения в Оренбургском крае возникли в 1737–1742 гг. К началу 1740-х гг. в южноуральских крепостях военную службу несли уже несколько сотен «черкас», а всего во второй половине XVIII в. численность украинцев здесь могла достигать от 2 до 3,5 тыс. человек . В 1750-х гг. доля украинских казаков в составе Оренбургского казачьего войска составляла более 30% и оставалась на уровне 10% вплоть до 1880-х гг. Некоторую часть поселенцев в XIX в. составляли также ссыльные участники восстаний на территории Украины и Польши. Но, несмотря на финансовую и продовольственную помощь и определенные льготы со стороны местных властей, тяжелые природно-климатические условия для земледелия, голод и постоянные пограничные набеги со стороны кочевников привели к возвращению большинства «малороссов» на родину или переселению в другие районы Заволжья.
В первой четверти XIX в. процесс переселения части «малороссийского» казачества в восточные районы Российской империи, в том числе на Урал, возобновился. В 1820–1830-е гг. вдоль оборонительных линий возникает до 50 населенных пунктов с преимущественно украинским населением . К середине XIX в. численность украинского населения в регионе увеличивается, по разным подсчетам, от 20,5 до 35–45 тыс. человек . В 1865 г. образована Уфимская губерния, но большая часть украинцев проживала в пределах Оренбургской губернии. После отмены крепостного права в 1861 г. открывается новый этап переселенческого движения, связанный с процессом обезземеливания большого количества крестьян в Украине, сохранением в юго-западных губерниях тяжелых форм повинностей.
Всего во второй половине XIX – начале XX в. численность прибывших на Южный Урал достигала 30–40 тыс. человек. По первой официальной переписи населения 1897 г. в Оренбургской губернии зафиксировано 41541, в Уфимской губернии – 4996, в Тургайской области – 4588 украинцев («малороссов», т.к. отмечалась принадлежность по языку), всего – 51125 человек. Большинство украинских сел на Южном Урале появляется именно на рубеже XIX–XX вв., по уездам и волостям складываются компактные историко-географические ареалы с преобладающим украинским населением, которые в значительной степени сохраняют свои очертания до сих пор. Среди старинных украинских населенных пунктов Оренбуржья – Илекский городок (Соль-Илецк), Нежинка, Островное, Кардаилово, Краснохолм, Дедуровка, Слоновка, Буланово, Черный Отрог; Башкирии – Степановка, Байдаковка, Софиполь, Хотомля, Санжаровка, Гоголевка, Золотоношка и другие.
Большое значение для темпов переселенческого движения имел ввод в эксплуатацию участков Самаро-Златоустовской железной дороги в 1888–1890-х гг. С 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали на восток от г. Миасс, и в 1893 г. открылся переселенческий пункт в Челябинске. В 1885 г. через Оренбург проследовало 10 тыс. человек, из них 64% – уже по железной дороге . Южноуральский регион стал своеобразным коридором для тех, кто «пробирался» дальше на восток. Однако в конце XIX в. этот транзитный поток был еще не столь велик, факты дальнейшего переезда в Сибирь немногочисленны, многие вынужденно оседали на землях Южного Урала, не имея средств к дальнейшим переездам. Известны случаи, когда крестьяне, переселявшиеся в Сибирь, не сумев устроиться там, возвращались на Южный Урал. Компактные группы украинского населения формируются, например, в Челябинском, Троицком, Верхнеуральском уездах, где на войсковых территориях оставалось еще достаточно целинных земель и пустошей.
Наибольших масштабов крестьянское переселение из Украины приобретает в ходе Столыпинской аграрной реформы 1906–1916 гг. Основной поток переселенцев на южноуральские земли составили крестьяне из Полтавской, Киевской, Харьковской, Подольской, Екатеринославской, Черниговской, Таврической губерний, а также украинцы из русских Курской и Воронежской губерний, белорусской Гродненской губернии. В это же время существенно увеличивается численность переселяющихся из Украины через Южный Урал в Сибирь (более 1 млн чел. за период с 1893 по 1913 гг.) . В период Первой мировой войны на Южном Урале появляются беженцы из Волынской губернии и Австро-Венгерской Галиции, однако большая их часть вернулась после окончания войны домой.
Переезжая на Южный Урал, украинцы принесли в регион высокую культуру земледелия, усовершенствованные орудия труда, передовые приемы обработки земли, что способствовало распространению в крае различных сельскохозяйственных культур: пшеницы, бахчевых, масляных и т.д. Выходцы из разных историко-этнографических районов Украины, крестьяне были носителями разного агротехнического опыта со своими локальными особенностями, но в целом традиционный хозяйственно-культурный тип украинцев не изменился . Украинские поселения на территории Южного Урала возникали в разных природно-географических, социально-экономических и этноконтактных условиях, что обусловило появление особенностей в их планировке и застройке. В память о своей родине украинцы сохраняли прежние названия в наименованиях вновь основанных поселений. Например, такие названия как Днепровка, Харьковка, Киевка, Черниговка, Полтавка, Черкассы, Тавричанка и другие встречаются на Южном Урале неоднократно. Внешний облик украинских сел долгое время сохранял традиционные черты, о чем красочно писал Т.Г. Шевченко, находившийся в 1847–1850-х гг. в ссылке в Оренбургском крае: «Подъезжая ближе к селу, ему, действительно, представилась малороссийская слобода: те же вербы зеленые, и те же беленькие в зелени хаты, и та же девочка в плахте и полевых цветах гонит корову. Он заплакал при взгляде на картину, так живо напомнившую ему его прекрасную родину» .
В советский период в связи с задачами освоения целинных земель, коллективизации и индустриализации, стоявшими в 1920–1930-е гг., переселенческое движение продолжалось, но постепенно утрачивало исключительно крестьянский характер, преобразуясь в широкую трудовую миграцию. В некоторых районах Южного Урала расселялся «спецконтингент» – раскулаченные крестьяне и беженцы, спасавшиеся от голода. Например, в Челябинской области компактные группы украинцев в Чесменском, Варненском, Карталинском районах складываются именно в этот период. В совокупности с естественным приростом населения эти тенденции привели к поступательному увеличению численности украинцев на Южном Урале в 1920–1930-е гг., когда большое количество их переехало на опустевшие земли бывшего Оренбургского казачьего войска, большая часть населения – свыше 80% – проживала в сельской местности .
Значительная часть эвакуированных из Украины в годы Великой Отечественной войны прибыла на Южный Урал и по окончании осталась здесь на постоянное проживание. Важное значение для формирования украинского населения на Южном Урале имела государственная политика по освоению целинных земель в 1950–1960-е гг., куда приезжали представители почти всех регионов Украины. Важно отметить, что в 1940–1950-е гг., когда численность украинцев в Башкирии и Оренбуржье начала необратимо сокращаться, в Челябинской области, наоборот, наблюдается мощный миграционный приток. Всесоюзная перепись 1959 г. зафиксировала в южноуральском регионе наивысший показатель украинского населения – 346470 человек. Таким образом, процесс переселения украинцев на Южный Урал в XVIII – первой половине XX в. носил поступательный, поэтапный, но неравномерный характер.
С середины XX в. под влиянием ряда факторов, в том числе, активного переселения из села в город, роста количества смешанных браков, унификации и интернационализации общественной жизни, начинается процесс ассимиляции украинского населения Южного Урала, утраты этнических особенностей культуры, народных традиций, языка. Ассимиляционные потери отчасти компенсировались в советское время постоянным притоком рабочих и инженеров на заводы и оборонные предприятия, научно-технической интеллигенции в исследовательские учреждения и высшие учебные заведения, но доля украинцев в составе населения региона в 1950–1980-е гг. необратимо уменьшалась. Во второй половине 1980-х – первой половине 1990-х гг. заметным был приток украинских мигрантов из Казахстана и Средней Азии в пограничные Оренбургскую и Челябинскую области. Но особенно стремительные темпы ассимиляция приняла в постсоветский период 1990–2000-х гг., численность украинцев региона сократилась за 20 лет в два раза. Сокращалась не только абсолютная численность украинцев, но и их доля в национальной структуре населения (Табл. 1, тыс. чел., % от общей численности населения).
Таблица 1
Абсолютная и относительная численность украинцев на Южном Урале
Субъект РФ* | 1926 (%) | 1939 (%) | 1959 (%) | 1970 (%) | 1979 (%) | 1989 (%) | 2002 (%) | 2010 (%) |
Республика Башкортостан | 76710 (2,8) | 92289 (2,9) | 83594 (2,5) | 76005 (2,0) | 75571 (2,0) | 74990 (1,9) | 55249 (1,3) | 39875 (1,0) |
Оренбургская область | 112108 (14,4) | 152146 (9,0) | 128541 (7,0) | 113064 (5,5) | 104971 (5,0) | 102017 (4,7) | 76921 (3,5) | 49610 (2,4) |
Челябинская область | 27063 (3,5) | 82846 (2,9) | 134335 (4,5) | 115390 (3,5) | 111910 (3,3) | 109615 (3,0) | 76994 (2,1) | 50081 (1,4) |
Всего по региону | 215881 (4,8) | 327281 (4,2) | 346470 (4,2) | 304459 (3,3) | 292452 (3,1) | 286622 (2,9) | 209164 (2,1) | 139566 (1,4) |
* Республика Башкортостан до 2002 г. учтена в границах Башкирской АССР; Оренбургская область с 1938 по 1957 г. называлась Чкаловская область; Челябинская область до 1934 г. учтена как Златоустовский, Троицкий, Челябинский округа Уральской области.
Этноязыковая ассимиляция особенно активно протекала в условиях урбанизации, ставшей важным фактором социальной жизни украинского населения Южного Урала во второй половине XX – начале XXI в. Так, если в 1939 г. городское население среди украинцев в Башкирии составляло 16,3%, то в 2010 г. – 74,1%; в Оренбургской области – 17,0% и 54,4%, в Челябинской области – 51,9% и 79,7% соответственно. Следует отметить, что в Челябинской области украинское население изначально формировалось как преимущественно городское, что связано с процессом промышленной индустриализации Зауралья в довоенный и послевоенный периоды.
По данным последних переписей, в Республике Башкортостан большинство украинцев проживают в гг. Уфа, Стерлитамак, Салават, Октябрьский, в Чишминском, Альшеевском, Стерлитамакском, Иглинском, Аургазинском районах. В Оренбургской области – в гг. Оренбург, Орск, Новотроицк, Соль-Илецк, в Акбулакском, Гайском, Ташлинском, Домбаровском, Адамовском, Беляевском районах. В Челябинской области – в гг. Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Троицк, Еманжелинск, в Агаповском, Верхнеуральском, Октябрьском, Троицком, Чесменском, Варненском районах.
Украинцы, переселявшиеся на Южный Урал на разных исторических этапах, приносили с собой сложившиеся комплексы материальной и духовной культуры, элементы которых отчасти сохраняются до настоящего времени. Среди наиболее выразительных этнографических черт украинцев на Южном Урале – поселения и жилища, хозяйственные занятия и промыслы, пища, особенности семейно-брачных отношений, обряды и обычаи, фольклор, народные праздники, язык.
По вероисповеданию большинство украинцев-переселенцев ХІХ – первой половины ХХ в. являлись православными. Во время Первой мировой войны среди беженцев из Западной Украины преобладали греко-католики, но почти все они вернулись на родину. Уровень религиозности среди переселенцев до 1917 г. был достаточно высоким, уже в первые годы жизни на новых землях крестьяне возводили, как правило, за собственный счет сельские церкви и часовни. Непременной частью интерьера хаты были иконы, особенно ценились привезенные из Украины. На Урале и в Поволжье наиболее распространенным было почитание чудотворных Казанской и Табынской икон Божьей Матери. Среди украинских переселенцев на Южном Урале в конце XIX – начале XX в. существовала традиция ходить на богомолье по святым местам на Украину – в Киево-Печерскую и Почаевскую лавры. В советскую эпоху из-за гонений на церковь и господство атеистической идеологии количество верующих значительно уменьшилось. В Башкирии, например, во всех украинских селах, кроме с. Константино-Александровка Стерлитамакского района, церкви были или уничтожены, или приспособлены под хозяйственные потребности. Сегодня в некоторых селах (например, с. Золотоношка Стерлитамакского района РБ, с. Казанка Альшеевского района РБ и др.) старинные церкви возрождаются или воссоздаются.
Языковые процессы в среде украинского населения Южного Урала в целом соответствуют общероссийским тенденциям. Начиная с первых этапов переселенческого движения, украинские крестьяне селились, как правило, компактными группами, создавая отдельные ареалы и преимущественно моноэтничные населенные пункты (в Башкирии в 1926 г. – 528 , в Оренбуржье к 1930 г. – 617 , по Челябинской области подобные подсчеты не проводились), поэтому этнокультурные контакты с представителями других народов были минимальными, что способствовало длительному сохранению традиционного уклада жизни, в том числе языка. В первой переписи 1897 г. национальность, как известно, фиксировалась именно по языковому принципу, поэтому можно утверждать, что люди, записавшиеся в Оренбургской и Уфимской губерниях «малороссами» (более 46 тыс. чел.) владели украинским языком как родным . До середины XX в. внутри украинских ареалов в сельской местности общение происходило преимущественно на родном языке.
Начиная с 1920–1930-х гг., в процессе унификации всех сфер общественной жизни украинский этнокультурный комплекс начал подвергаться значительным трансформациям. В 1960–1970-х гг. в результате политики оптимизации «неперспективных» хозяйств значительная часть старинных населенных пунктов исчезла, широкий размах получила практика подселения или расселения местного населения, межэтнические и межкультурные контакты активизировались. Сравнительный анализ переписей населения 1959, 1979 и 1989 гг. показывает, что за прошедшее время уровень владения украинским языком как родным продолжал снижаться: Башкортостан – 48,7%, 44,5%, 41,0%; Оренбургская область – 45,7%, 37,0%, 32,9%; Челябинская область – 45,7%, 35,7%, 36,0% соответственно. При этом утрата национального языка была одинаково присуща как городскому, так и сельскому населению (Табл. 2, чел.).
Таблица 2
Владение украинским языком как родным среди городского и сельского населения Южного Урала (на 1000 лиц данной национальности)
Год переписи - Субъект РФ |
1959 | 1979 | 1989 | |||
городское население | сельское население | городское население | сельское население | городское население | сельское население | |
Республика Башкортостан | 396 | 532 | 401 | 581 | 381 | 540 |
Оренбургская область | 379 | 457 | 361 | 461 | 321 | 406 |
Челябинская область | 446 | 454 | 346 | 416 | 359 | 371 |
Если в 1960–1980-е гг. доля украинцев, владеющих украинским языком как родным или вторым, колебалась от 30 до 50%, то в 1990–2000-е гг. языковая ассимиляция приобрела галопирующий характер (Табл. 3, тыс. чел.). По данным переписи 2010 г., в Башкортостане в той или иной степени украинским языком владеют 29,7%, в Челябинской области – 21,5%, в Оренбургской области – 15,8% (в среднем по России – 34,7%) .
Таблица 3
Владение украинским языком среди украинцев Южного Урала
[1] Вопрос о совпадении родного языка с национальностью не был включен во Всероссийскую перепись населения 2002 г. * В Оренбургской и Челябинской областях указана общая численность населения соответствующих субъектов, владеющих украинским языком. |
Одновременно наблюдается динамика увеличения численности украинцев, признающих родным языком русский, по региону – 82,3% (Табл. 4, в тыс. чел.):
Таблица 4
Владение русским языком среди украинцев Южного Урала
Год переписи Субъект России | 1989 | 2002 | 2010 | ||
как родной (%) | как второй (%) | владение русским языком (%) | как родной (%) | владение русским языком (%) | |
Республика Башкортостан | 43947 (58,6) | 25818 (34,4) | 54974 (99,5) | 30450 (76,3) | 39857 (99,9) |
Оренбургская область | 68306 (66,9) | 29377 (28,8) | 76833 (99,8) | 42409 (85,4) | 49518 (99,8) |
Челябинская область | 69934 (63,7) | 35405 (32,2) | 76919 (99,9) | 42764 (85,3) | 50002 (99,8) |
В настоящее время в этноязыковом ландшафте Южного Урала украинцы занимают различное положение: в Оренбургской области – четвертое место после русских, татар, казахов (49610 чел., доля в населении – 2,5%), в Челябинской области – четвертое место после русских, татар, башкир (50081 чел. – 1,4%), в Республике Башкортостан – шестое место после русских, башкир, татар, чувашей, марийцев (39875 чел. – 1,0%) .
Для национальных республик, в данном случае Башкортостана, важное значение имеет вопрос о языковых контактах украинского населения с представителями титульной нации. Динамика владения украинцами башкирским языком выглядит здесь следующим образом: 1970 г. – 93 чел., 1979 г. – 90, 1989 г. – 205, 2002 г. – 556, 2010 г. – 396 . Уровень владения украинцами языками других национальностей в Оренбургской и Челябинской областях в 1950–1980-е гг. был не таким высоким, но также постепенно возрастал от 0,1 до 0,3% соответственно. Выраженной особенностью южноуральского региона является поступательное увеличение численности украинцев, владеющих языками местных тюркских народов – татар, башкир, казахов. Этноязыковое взаимодействие происходит, прежде всего, в результате межнациональных браков с представителями соответствующих национальностей. Приведенные тенденции свидетельствуют о дальнейшем межэтническом сближении украинцев с другими народами Южного Урала, прежде всего, русскими, как форме этнокультурных адаптационных механизмов.
Во второй половине XX в. под воздействием общих процессов унификации и стандартизации во всех сферах жизни многие черты украинской национальной культуры постепенно исчезали. Результаты исследований показывают, что более длительное время этнические особенности сохраняются, прежде всего, в традициях питания и фольклоре, другие формы культуры стремительнее подвергаются трансформации. Данные процессы на рубеже 1980–1990-х гг. предопределили подъем национально-культурного движения украинцев Южного Урала, ставшего одним из самых ранних и активных в стране. В Башкортостане истоки организованного украинского движения восходят к весне 1989 г. и связаны с подготовкой праздника к 175-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко. Еще в советскую эпоху, 13 января 1990 г., в Уфе было создано «Товарищество почитателей украинской культуры «Кобзарь» (с 1992 г. – Республиканский национально-культурный центр украинцев Башкортостана «Кобзарь»). За период с 1992 г. по 2010 г. состоялось шесть съездов украинцев Башкортостана, в нескольких редакциях приняты и реализованы программы национально-культурного возрождения и развития. В настоящее время в республике существует 20 коллективов творческой самодеятельности, некоторые имеют статус народных: «Барвінок», «Червона Калина», «Дніпро», «Чарівниці», «Хуторок», «Вербиченька». Старейший народный хор «Кобзарь» (г. Уфа), основанный в 1992 г., стал визитной карточкой украинцев Башкортостана. В 1993–1995 гг. преимущественно за счет частных пожертвований издавалась региональная газета украинцев Волго-Уральского региона «Криниця». С марта 1994 по май 1997 г. на республиканском радио периодически выходила в эфир передача на украинском языке «Обрій». С 1995 г. начал работать Союз украинок Башкортостана «Берегиня», на рубеже 1990–2000-х гг. имел место опыт создания Союза украинской молодежи. Ежегодно РНКЦУБ «Кобзарь» проводит конкурс на лучшее исполнение произведений Т.Г. Шевченко, традиционными для республики стали фестивали и народные праздники «Ой, радуйся, Земле!», «Червона Калина», Ивана Купала. В 1999 г. создан республиканский историко-культурный центр украинцев Башкортостана «Село Золотоношка» Стерлитамакского района, где украинцы составляют более 60% населения. ИКЦ включает в себя музей, библиотеку, сельскую церковь, дом культуры, школу, ведет активную культурно-просветительскую работу.
В Республике Башкортостан с 1993 г. функционирует наиболее развитая в России система национального украинского образования. Задача по ее созданию была поставлена в марте 1992 г. на I съезде украинцев РБ. Педагогические кадры набирались путем приглашения специалистов из Украины или через стажировки своих учителей в профильных вузах Украины. В 1994 г. создан республиканский Союз профессиональных украинских учителей, который координирует учебно-методическую и воспитательную работу в образовательных учреждениях. Сегодня в Башкортостане существует шесть школ с преподаванием предметов украиноведческого цикла (язык, история, культура, фольклор, декоративно-прикладное искусство) – три общеобразовательные школы в селах с компактным проживанием украинцев (с. Степановка Аургазинского района, с. Золотоношка Стерлитамакского района, с. Троицкое Благоварского района), три муниципальные воскресные школы (две в г. Уфе, одна в г. Салавате). С 1997 по 2004 г. украинский язык преподавался в Уфимском педагогическом колледже, с 1998 по 2010 г. – в Уфимском филиале МГГУ им. М.А. Шолохова. В 2002 и 2008 гг. в Уфе проходили международные семинары по проблемам совершенствования преподавания предметов украиноведческого цикла для образовательных учреждений различного типа Российской Федерации, подготовлен ряд научно-методических изданий, ежегодно для учащихся разных возрастов проводятся языковые «летние школы».
В Оренбурге областное украинское культурно-просветительское общество им. Т.Г. Шевченко создано 24 июля 1992 г. В городах и районах области действуют 15 местных организаций – филиалов областного общества. Широкий размах получила организация фольклорных коллективов, которых сейчас около 30, во многих сельских населенных пунктах созданы музеи национальной украинской культуры, библиотеки им. Т.Г. Шевченко в Оренбурге и Орске, а также в ряде районных центров имеют значительный фонд книг на украинском языке. В 1959 г. в Орске открыт памятник Т.Г. Шевченко – один из немногих в России. С 1977 г. без перерывов ведет свою историю знаменитый оренбургский праздник «Шевченковский март» – цикл разноплановых мероприятий в городах и районах области, проходящий в течение всего месяца. Благодаря усилиям писателя, литературоведа, краеведа Л.Н. Большакова (1924–2004) в Оренбурге сложился всемирно признанный научный центр шевченковедения, в 1993 г. создан единственный в своем роде Научно-исследовательский «Институт Тараса Шевченко», издано значительное количество научной и научно-популярной литературы . С 2005 г. на русском и украинском языках выходит ежемесячная газета «Оренбурзька криниця». Оренбургская область также имеет опыт организации обучения украинскому языку: в 1990-е гг. занятия для желающих проводились при музее-гауптвахте Т.Г. Шевченко, в средней школе № 47 г. Оренбурга, областном дворце детского творчества, на областном радио на украинском языке ежемесячно выходила получасовая передача «Кобзарь» .
Общество украинцев Челябинской области «Троянда» было создано 15 марта 1994 г. В 2000 г. состоялся I Областной фестиваль украинской культуры. В настоящее время в ряде городов и сел области активную культурно-просветительскую работу ведут самодеятельные творческие коллективы и ансамбли «Смерека», «Лелеки», «Квiтка», «Ластiвка», «Уральские кобзари», «Верба», «Зоряна криниця» и другие.
Таким образом, украинцы сыграли заметную роль в истории и культуре Южного Урала. В XVII–XVIII вв. украинские казаки выполняли задачи по обороне восточных границ Российской империи, в XIX – первой половине XX в. украинские крестьяне принимали активное участие в хозяйственном освоении и аграрной колонизации края; во второй половине XX – начале XXI в. рабочие, инженеры, ученые из Украины укрепляли военно-промышленный, научный и культурный потенциал региона. Потомки переселенцев разных периодов представляют сегодня важную часть этнокультурного пространства Южного Урала, сохраняя национальные традиции и выстраивая добрососедские отношения с другими народами.
Д.А. Черниенко