Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

Из истории музея Тараса Шевченко в г. Форт-Шевченко

Тарас Шевченко одним из первых поведал миру о жизни пустынного и малоизвестного полуострова Мангышлак, и замечательным памятником украинскому поэту и художнику в Казахстане является музей в городе Форт-Шевченко. История его создания такова...

В 1918 году был издан декрет, подписанный В.И. Лениным, в котором говорилось о необходимости увековечения памяти деятелей прошлого. В этот список вошло также и имя Тараса Григорьевича Шевченко. Уже в августе 1920 года Адаевский революционный комитет Мангышлака принимает решение о сохранении всех памятных мест, связанных с именем Т.Г. Шевченко, и в первую очередь о восстановлении и сохранении парка в городе Форт-Александровске, а 12 октября 1925 года Совет Народных Комиссаров Казахской Республики принимает постановление об открытии музея в парке имени Т.Г. Шевченко. В этом постановлении, в частности, говорилось: «В Форт-Александровске, куда в семилетнюю ссылку был сослан поэт-революционер Шевченко, доселе сохранился сад имени поэта. Считая, что указанный сад имеет культурно-историческую ценность и подлежит охране, Совет Народных Комиссаров КазССР постановил: считать сад имени Т.Г. Шевченко в Форт-Александровске неприкосновенным и организовать охрану этого сада. Казнаркомпросу подлежит изыскать средства на содержание и охрану сада и устроить в этом саду музей имени Т.Г. Шевченко». И только в 1932 году 1 мая в летнем домике бывшего коменданта Новопетровского укрепления И.А. Ускова состоялось торжественное открытие музея Т.Г.Шевченко.

Незавидное детство

…Потомок прибалтийских баронов, сенатор и генерал В. Энгельгардт владел в разных губерниях России пятьюдесятью тысячами крепостных душ. 9 марта 1814 года у него стало одной душой больше: в крестьянской семье Григория и Екатерины Шевченко родился сын, при крещении названный Тарасом. Произошло это в селе Моринцы, что находится приблизительно в двухстах километрах от Киева. Через два года семья переехала в соседнее село Кирилловка, принадлежавшее тому же помещику. Это были места, редкостные по красоте, овеянные историческими воспоминаниями.
Говорят, о поэтах позволительно говорить высоким слогом, а по отношению к Тарасу Шевченко это, наверное, тем более уместно. Рассказывают, когда полтора века назад в ветхой старой хате на краю села Моринцы родился будущий великий поэт и художник Тарас Шевченко, к его колыбели прилетели три феи, каждая из которых одарила его особым даром. Первая одарила его даром поэта, вещее слово которого будет будоражить умы простых людей, рассказывать о горестях и страданиях родного народа. Вторая прикрепила к колыбельке малыша незримую волшебную кисть художника, способную оживлять на бумаге и холсте чудесные пейзажи, картины прошлого и настоящего, портреты людей. А третья наделила малыша особым даром – чувством музыкальности и импровизации. Эти три волшебных дара фей и составили существо гениальной натуры Тараса Шевченко.
И в самом деле, в нем рано заговорили талант будущего художника, жажда искусства поэзии, пусть еще и неосознанная. В 1825 году, когда Тарасу исполнилось 11 лет, умер его отец. Рассказывают, завещая детям свое убогое имущество, Григорий Шевченко сказал: «Сыну Тарасу из моего хозяйства ничего не надо, он не будет обыкновенным человеком, из него получится или что-то очень хорошее, или большое невесть что. Для него мое наследство или ничего не будет значить или ничем не поможет».
Несмотря на свою незавидную долю, мальчик-сирота был одержим жаждой что-то познать, чему-то научиться. Он идет к одному, к другому, к третьему дьяку – единственным грамотеям и «просветителям» тогдашнего села – с одной и той же просьбой: «Учите меня». Позже в повести «Княгиня» он вспоминает: «Ходил я постоянно в серенькой дырявой свитке и в вечно грязной бессменной рубахе, а шапки и сапог и в помине не было – ни летом, ни зимой». Шел тогда ему тринадцатый год.

Долгожданная свобода

Многое пришлось вынести Тарасу от бездушных «учителей» и барских приспешников, и эти оскорбления, напоминавшие ему, что он – раб, бесправное существо, не забывались им уже никогда. Но вопреки всему он продолжал рисовать в каждую свободную минуту, у него уже начинала складываться система взглядов, свое собственное понимание положения в обществе. Впереди был самый значительный, поистине ослепительный по своим неожиданным поворотам, период его молодости – петербургский, куда он переехал вместе с многочисленной свитой слуг Энгельгардта. Было это в 1831 году. Спустя год «по неотступной просьбе» юноши, как писал поэт в автобиографии, помещик подписал контракт об обучении мальчика с «живописных дел мастером» В. Ширяевым. У него Тарас начал читать серьезную литературу, знакомиться с большими коллекциями гравюр. В белые петербургские ночи он украдкой спешил в Летний сад и срисовывал в аллеях статуи античных божеств. Однажды, когда Тарас присел в Летнем саду и стал зарисовывать статую Сатурна, с ним познакомился его земляк молодой художник И. Сошенко, по рекомендации которого Тарасом заинтересовалось Общество поощрения художников. В свободные от работы часы он стал посещать рисовальные классы, изредка получал скромную денежную помощь. Но самое главное заключалось в том, что Шевченко надо было освободить из крепостной неволи: художник и раб – понятия несовместимые, не говоря уже о том, что к обучению в Академии художеств, как и в других высших школах крепостных просто не допускали. Выход был найден, его просто выкупили из крепостной неволи за 2500 рублей. Произошло это 22 апреля 1838 года. Это была свобода от крепостной зависимости, от участи быть проданным или возвращенным обратно в должность домашнего лакея. Вместе со свободой он получил возможность учиться. Поистине это был день его второго рождения, и этим днем мировая культура обязана в первую очередь русской интеллигенции, сделавшей все возможное для освобождения будущего поэта и художника. Позже он посвятит свои поэмы друзьям: Жуковскому – «Катерину», Григоровичу – «Гайдамаки», а литературный портрет Брюллова, созданный им в повести «Художник» можно считать лучшей и теплейшей характеристикой этого великого мастера кисти: о нем, художнике и человеке, поэт вспоминал с неизменной теплотой и любовью.

«Схороните и вставайте, цепи разорвите!»

Он поступил в Академию художеств, годы учебы в которой дали Шевченко очень многое. Недавний «мужик», крепостной невольник, он за несколько лет превзошел многих своих товарищей с весьма благополучной и обеспеченной юностью, но оставался простым и непосредственным в общении с окружающими, был натурой эмоциональной, кипучей, прямой, не хотевшей ни в чем изменить своему «мужичьему» демократизму. «Живу, учусь, никому не кланяюсь и ничего не боюсь», – писал он в ноябре 1839 года в Кирилловку брату Никите.
Как признавался сам поэт, писать он начал свои стихи одновременно со срисовыванием статуй в Летнем саду. Из этих ранних попыток-произведений, к сожалению, так и не сохранившихся, он напечатал только балладу «Порченая», которой и открывается книга «Кобзарь», вышедшая в свет в 1840 году. Она включала в себя восемь произведений – лирические стихотворения, баллады, поэмы. Назвав книгу «Кобзарем», автор и сам выступил в ней как певец народный, кровно связанный с трудовой массой, со всем миром ее жизни, понятий и представлений.
Как художник он участвует в различных выставках, трижды удостаивается серебряных медалей. Акварель «Цыганка-ворожка», за которую он получил свою третью серебряную медаль, дошла до наших дней. Но самой значительной работой Шевченко в Академии художеств является его «Автопортрет», написанный маслом в 1840 году. Это уже самостоятельное и оригинальное произведение.
В 1843 году, во время летних каникул, он посещает Украину, где не был 15 лет. Результатом этой поездки является его альбом «Живописная Украина», посвященный крестьянской жизни. В 1845 году он заканчивает Академию художеств и получает звание неклассного художника, переезжает на Украину. Под впечатлением увиденного на Украине, он пишет цикл революционных произведений под общим названием «Три лета», в котором открыто призывает к революционной борьбе: «Схороните и вставайте,/ Цепи разорвите,/ Злою вражескою кровью/ Волю окропите». В сущности, именно эта рукопись «Три лета» сыграла в его жизни роковую роль: в 1847 году он был арестован и отдан в солдаты «под строжайший надзор с запрещением рисовать и писать». 9 июня 1847 года он был доставлен в Оренбург, а оттуда его отправили в Орское укрепление солдатом 3-й роты 5-го линейного батальона 23 пехотной дивизии.

Мангышлакская «эпопея»

Во время ссылки в Казахстане, до пересылки на Мангышлак, он участвует в различных исследовательских экспедициях и вопреки запрету продолжает нелегально писать, потому что не творить он не мог. Тарас Шевченко глубоко знакомится с жизнью казахского народа, изучает его быт, язык, и первой его работой как художника стала картина «Пожар в степи». За это время он написал более 70 стихотворений и три поэмы («Цари», «Марина», «Сотник»). Значительными работами этого периода являются также картины «Казах на коне», «Одинокое дерево», стихотворение «Топор был за дверью у господа бога».
Весной 1850 года по доносу поручика Исаева Шевченко за нарушение указа «не рисовать и не писать» был вновь арестован и переведен в Новопетровское укрепление, и над ним был установлен еще более суровый надзор.
Итак, новым местом ссылки Шевченко стал Форт-Новопетровский, куда он прибыл 17 октября 1850 года. Укрепление было построено в 1846 году и в 1857 году с приходом к власти Александра ІІ было переименовано в Форт-Александровск. В 1882 году он стал уездным центром, а в 1896 году ему был дан статус города; в 1939 году в связи с 125-летием со дня рождения Т.Г. Шевченко Форт-Александровск был переименовагн в Форт-Шевченко. Тарасу часто приходилось нести караульную службу у флагштока, который помещался на высокой скале мыса Курганташ перед фортом, отсюда было видно далеко-далеко вокруг: море, рыбачья станица на берегу бухты, кибитки кочевников, и он мог говорить сам с собой, с ветром, с морем, с широким простором земли, мог грустить, шепча обветренными губами: «В неволе вырос меж чужими, /И неоплаканный своими/ В неволе плачущий умру».
Пребывание в Новопетровском укреплении было самым тяжелым периодом в жизни поэта; за ним был установлен строжайший надзор, за очень короткое время Шевченко осунулся, постарел, а муштра, караулы, фортификационные работы не кончались. Постовая ведомость бесстрастно сообщала, что в 1852 году Тарас отбыл 63 караула, но не смотря ни на что самым плодотворным периодом в творчестве Тараса Шевченко был именно мангышлакский период.
Существенно изменилась жизнь Шевченко только в 1853 году, когда комендантом Новопетровского укрепления был назначен Ираклий Алексевич Усков, значительно облегчивший, насколько это было возможно, жизнь ссыльного поэта. Тарас был освобожден от нарядов, от тяжелой солдатской муштры, получил позволение время от времени бывать за стенами укрепления, даже ночевать ему иногда позволялось вне казармы.

Потомок запоржских казаков Усков не просто уважал Тараса Шевченко, а стал его другом. Ставя под угрозу свою карьеру и жизнь, понимая, что нарушает строжайший запрет царя, Усков, которому не были чужды демократические убеждения поэта, не только разрешил Шевченко тайно писать и рисовать, но и помогал пересылать его рисунки друзьям. За время ссылки в Новопетровском укреплении Тарас Шевченко создал огромное количество рисунков, стихотворений и поэм, несколько повестей. Многие рисунки этого периода экспонируются в мемориальном музее Тараса Григорьевича Шевченко в городе Форт-Шевченко.

«Как умру, похороните на Украине милой»...

После смерти Николая І в 1855 году новый царь Александр ІІ, напуганный революционной ситуацией, сложившейся тогда в России, вынужден был пойти на ряд некоторых уступок. Друзья Шевченко решают воспользоваться этим обстоятельством и облегчить судьбу поэта, но это не сразу удалось. Только при содействии семьи графа Толстого наконец удалось добиться освобождения.21 июня 1857 года Шевченко не без помощи друзей получает наконец документ, подтверждающий его освобождение. 2 августа поэт покидает свою «семилетнюю незамкнутую тюрьму» и на рыбацкой лодке выезжает в Астрахань, откуда на пароходе «Князь Пожарский» отправляется в Нижний Новгород. Лишенный права въезда в обе столицы Тарас очень много работает, хотя к тому времени был уже тяжело болен. Здоровье его, надорванное солдатчиной, с каждым днем ухудшалось, он все чаще жалуется на сердце и печень.
В 1860 году совет Петербургской Академии присвоил Шевченко звание академика гравюры. Но Шевченко хочет уехать на Родину – на Украину, где мечтает построить себе дом. Но мечтам его так и не суждено было сбыться: 10 марта, на второй день после своего дня рождения, поэт умер. Он прожил очень короткую жизнь – 47 лет, из которых 34 провел в тяжелой неволе: 24 года мучился в ярме крепостничества, более 10 лет жил в ссылке. Только 13 лет поэт был свободным человеком, но и из них 4 года находился под ежедневным надзором жандармов. Похоронили Кобзаря на Смоленском кладбище, но близкие друзья, выполняя его завещание, добились разрешения перевезти его тело на Украину и похоронили на Чернечьей горе в городе Каневе, недалеко от Киева, где он хотел поставить «хату – не палаты».

Бессмертное наследие поэта

Долгие годы даже для украинского народа мангышлакский период в творчестве Шевченко оставался малоизученным. Этот пробел восполнил простой мангистауский учитель казахского языка и литературы Есбол Умирбаев. После одного школьного литературного вечера он настолько увлекся темой творчества Тараса Шевченко, что организовал экспедицию из числа школьников, которые прошли по маршруту Каратауской экспедиции, в которой в свое время принимал участие Шевченко. Для этого простого, скромного учителя не было большей ценности, чем книга, большей радости, чем открытие нового. Он открыл миру новые грани творчества великого художника – настоящего сына своего народа, с величайшей любовью и пониманием передал неповторимую, а порой и непонятную красоту нашего сурового края, на долю которого пришлось немало испытаний. Результатом этого кропотливого труда стала книга в соавторстве с А. Костенко «Оживут степи».
В разные годы в силу исторических, а порой и политических перипетий, музей Тараса Шевченко (как, впрочем, и наш край) претерпевал ряд реорганизаций: был музеем республиканского, областного статусов, преобразовывался в республиканский мемориальный комплекс; как и все очаги культуры испытывал трудности, но помнит и времена, когда финансирование было на должном уровне и материально-техническая база соответствовала его высокому статусу. С обретением независимости Казахстаном одной из первоочередных задач, стоявших перед обществом, было сохранение своего культурного достояния. Помнится, был объявлен Год поддержки культуры, и проведенные многие комплексные меры сыграли существенную роль в деле сохранения, преумножения и подъема разных отраслей культуры, в том числе и музеев.
В 1997 году была проведена переэкспозиция музея. Новую экспозицию оформляли сотрудники музея-комплекса совместно с группой художников из Украины во главе с народным художником Анатолием Гайдамаком и работниками Государственного музея Т. Шевченко Киева.
Постепенно налаживался и быт музейного комплекса, улучшалась техническая оснащенность, налаживались утерянные связи между музейными работниками двух государств – Украины и Казахстана. Был произведен капитальный ремонт музея, работы по реконструкции парка имени Т.Г. Шевченко, на территории которого находится музей, проводятся и сегодня.
Все эти новшества и достижения стали возможными благодаря экономическому подъему нашего региона, обладающего большим природным потенциалом: наличие богатейших запасов углеводородного сырья на казахстанском шельфе Каспия приковывает взоры многих государств к нам. Долгие годы остававшийся миру неизвестным суровый и непонятный многим Мангистау, ставший частью жизни великого поэта украинского народа, сегодня интересен сильным мира сего. И я осмелюсь провести параллель между судьбой Кобзаря и судьбой нашего сурового и вместе с тем неповторимого по красоте Мангистау. Тарас был сыном простого украинского мужика, а стал властелином в царстве духа; он был крепостным, а стал исполином в сфере культуры и искусства; был самоучкой, но указал новые, светлые пути народам к свободе; десять лет он томился под бременем российской солдатчины, но тем не менее для свободы России сделал больше, чем десять победоносных армий. Но главное, чем одарила его судьба, – он обрел бессмертную славу. Даже спустя столетия после смерти, его духовное наследие живо и переживет еще многие века.

07.04.2014
Нурсулу СУЙИН, сотрудник музея-комплекса Т.Г. Шевченко, г. Форт-Шевченко

Источник: http://ogni.kz/rubrika/kultura/pamyati-velikogo-kobzarya.html

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 163 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка