Авторизация

Карта сайта

Последние поступления

Визит делегации Посольства Республики Казахстана на Тарасову гору

15 июля 2020 г. Шевченковский национальный заповедник посетила делегация Посольства Республики Казахстана во главе с Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Украине Дарханом Калетаевым. На протяжении всего периода Независимости Украина и Казахстан как дружественные страны стремятся поддерживать активные экономические отношения, приумножать культурные, духовные ценности своих народов. Ведь именно это и является призванием внешней политики государств и, прежде всего, культурной дипломатии.

Подробнее...
Образ Шевченко в контексте задач модернизации общественного сознания и формирования исторической памяти в Казахстане

     В Казахстане с 2017 года системно реализуются положения программной статьи Первого Президента РК – Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», направленной на гуманитарное сопровождение реформ в политической и экономической сферах, обеспечение последовательности и итоговой успешности их реализации. Главой государства перед казахстанским обществом поставлена амбициозная задача – стать единой нацией сильных, в том числе и в духовном смысле, людей.

     Одна из ключевых идей программы Духовного Обновления заключается в том, что успех модернизации будет невозможен без сохранения своей культуры, собственного национального кода, национального духа, лучших традиций, обычаев, языка, литературы. Это именно та платформа, которая призвана соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, обеспечить межкультурное и конфессиональное согласие, поэтому широкая популяризация уникального культурно-исторического наследия Казахстана становится одной из наиболее актуальных задач современной науки.

     Н.А. Назарбаев особенно подчеркивал, что для казахов святы мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Жамбыла, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов духа предков аруаха. В год 175-летия Абая есть основания говорить о том, что мудрость поэта и призывы к раскрытию самых лучших качеств людей, правила общежития, заключенные в «Словах назидания», понятны представителям всех этносов. Из мира национальных культур в общепланетарную сокровищницу приняты имена Пушкина, Навои, Кашгари, Тукая, Гёте и многих других. Украинская культура также подарила миру своего героя и гения – Тараса Шевченко, чей образ, ставший заметным и ярким культурно-историческим символом, имеет для Казахстана, безусловно, особое значение, может рассматриваться как один из факторов упрочения модели межэтнического согласия, гордости за культуру страны, движения к дальнейшей консолидации казахстанского общества.

     Что сегодня новые поколения могут взять из Шевченко? Оказывается, что не так уж и мало важных идей и призывов – патриотизм, любовь к родине, прекрасное знание и понимание народной жизни, национальных традиций, верность родному языку, друзьям, готовность самопожертвования, протест против угнетения, бесправия и неравенства, вера в Добро и Справедливость, преданность своим идеалам, жизненная стойкость, открытость миру, искренняя увлеченность и уважение к культуре других народов, готовность принять другую культуру как свою, а своей делиться с другими и многое другое.

     Шевченко интересен как фигура мирового уровня прежде всего потому, что в полной мере отражал национальную самобытность, уникальность и оригинальность своего народа. Общемировое признание пришло через национальное, и в этом заключается один из важных уроков! Уважение к другим народам родилось из любви к своему народу. Иначе не был бы так выразительно и в деталях описан и навсегда зафиксирован казахский быт в поэзии, повестях, дневнике, многочисленных рисунках Кобзаря.

     Шевченко провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848 – 1857 гг.), лично наблюдал жизнь казахов. Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в его литературном творчестве и изобразительном наследии – более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Шевченко, насколько было возможно в его условиях, проникал в казахскую культуру – узнавал язык, слышал народные песни, знакомился со степным бытом, проявлял симпатию и привязанность. Важно отметить, что Шевченко чаще всего использовал правильный этноним «казахи/кайсаки», а не принятый в то время официальный «киргизы», что тоже многое говорит об отношении к народу.  

     В литературе встречаются, к сожалению, распространенные мнения, что для Шевченко казахский период жизни был «темным временем», «трагедией одиночества», «наказанием пустыней», «отбыванием срока», «незапертой тюрьмой» и т.п. На самом деле, беспристрастный взгляд убеждает, скорее, в обратном – в итоге это оказалась счастливая судьба. Для Тараса – один из наиболее плодотворных периодов творчества, для Казахстана – одна из немногих в то угнетенное время возможностей выйти, как бы сегодня сказали, в «информационное пространство».      

     Не удивительно, что в современных публикациях неоднократно подчеркивается мысль о том, что для казахов Шевченко уже давно свой, человек, который глубоко прочувствовал положение, боль и чаяния народа в тот период истории. Искренним ответным порывом стали почетные эпитеты «акын Тарази», «народный посол», «певец Независимости». Кроме того, творческое наследие Шевченко – органичная часть общеказахстанской культуры, его имя известно всем жителям страны. В этом смысле общечеловеческие грани гениальности поэта и художника по своему значению превзошли национальные черты, смогли естественным образом интегрироваться в культурное пространство большой и многоликой страны. 

     Уместно вспомнить, что приближается дата, которую в определенной степени можно считать 100-летием казахстанского шевченковедения – в марте 1922 года в краевой газете «Степная правда» (Оренбург) опубликована, вероятно, первая статья о Шевченко и его пребывании на Мангышлаке. Символично, что в 1934 году на Первом съезде писателей СССР казахский классик Ильяс Джансугуров с высокой трибуны отметил мировое значение творчества Шевченко.

     И сегодня, спустя почти 100 лет, Казахстан вновь проявил особое внимание к Великому Кобзарю – в ноябре 2019 года Казахстанским институтом общественного развития «Рухани Жаңғыру» были презентованы результаты исследования по проекту «Изучение вклада казахстанских этносов в историко-культурное наследие народа Казахстана». В базу данных, подготовленную ведущими экспертами, вошли 50 выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в развитие Казахстана, в их числе – Тарас Шевченко. База данных оформлена в виде издания «Этносы Казахстана: личность, история, память» (Нур-Султан, 2019. 316 с.), выполненного по заказу Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан при поддержке Администрации Президента Республики Казахстан и Ассамблеи народа Казахстана.

     В статье, посвященной Тарасу Шевченко, отмечается, что очарованный Казахстаном, Шевченко оставил заметный след в казахской культуре. Великий Кобзарь посвятил Казахстану сотни рисунков и стихов. Здесь провел он в изгнании 10 лет, но этот период его жизни был очень продуктивным. Поэт реализовал многие творческие замыслы, ярко запечатлел и воспел жизнь казахов, во многих своих творениях реалистично представил жизнь степняков. Творчество Шевченко стало неотъемлемой частью истории и культуры казахов, важной страницей истории духовного родства народов Казахстана и Украины. Отмечен вклад казахских писателей и поэтов, занимавшихся переводами произведений Шевченко, изучением его жизни и творчества.

     Казахстан, так искренне заинтересовавший Шевченко, безусловно, отвечает ему взаимностью. Казахстан на сегодня располагает наиболее представительным за пределами Украины опытом мемориализации, которая на протяжении длительного времени находила воплощение в следующих формах:

     - установлены памятники, бюсты и мемориальные доски,
     - действуют музеи и музейные экспозиции,
     - в библиотеках имеются собрания произведений Т.Г. Шевченко и издания, посвященные творчеству Кобзаря,
     - населенные пункты, улицы населенных пунктов, географические объекты названные в честь Шевченко,
     - украинские этнокультурные объединения Казахстана ежегодно проводят тематические культурно-массовые и просветительские мероприятия,
     - ряд школы носят имя Шевченко,
     -  раздел о Шевченко включен в школьный учебник по истории Казахстана для 8 класса,
     - многочисленные переводы произведений Шевченко на казахский язык, неоднократно осуществлены издания избранных трудов поэта, образы Шевченко созданы в казахской национальной литературе, кинематографе, изобразительном искусстве,
     - существует обширная научная, научно-популярна литература (статьи, книги) и публицистика о жизни и творчестве Шевченко в Казахстане,
     - к историческим и памятным датам регулярно проводятся научно-просветительские мероприятия,
     - выпущены памятные юбилейные монеты к 200-летию Т. Шевченко в 2014 г.,
     - шевченковские места включены в туристический контент в Мангистауской и Кызылординской областях,
     - СМИ и интернет-пространство Казахстана содержит разнообразные материалы о Шевченко.

     Поскольку в полном объеме история Шевченко в Казахстане еще не написана, то с учетом информации, систематизированной в таком виде, важно ответить на вопрос: «Каковы направления и формы современного шевченковедения в Казахстане?». Ответ можно дать, опираясь, с одной стороны, на имеющийся отечественный исследовательский опыт, с другой – на основные мировые научно-просветительские тенденции в этой области. Для Казахстана перспективными и актуальными могут быть следующие научно-издательские проекты:

     - изучение Мангистауского периода жизни и творчества Шевченко,
     -  анализа истории формирования и современного состояния казахстанской шевченкианы, обобщение всего накопленного историографического опыта, публикация неизданных ранее материалов, 
     - в контексте задач программы «Рухани жаңғыру» показать тесную связь творчества Шевченко с локальной историей конкретных местностей и объектов Западного Казахстана,
     - сравнительный анализ творчества Шевченко и других национальных классиков в русле компаративистики,
     - перевод произведений Шевченко на новую латиницу (с учетом опыта изданий 1930-х гг.). 
     - создание на базе одного из научно-образовательных учреждений специального исследовательского подразделения, позиционирование Казахстана как признанного центра в области шевченковедения на постсоветском пространстве и в мире.

     Эти задачи в полной мере соответствуют основным положениям программы «Рухани жаңғыру» и обозначенным Лидером Нации Н.А. Назарбаевым направлениям:

     1. «Туған жер», поскольку патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. В том числе, тематические подпрограммы «Тәрбие және білім» по формированию всесторонне и гармонично развитой личности на основе казахстанского патриотизма и общечеловеческих ценностей, «Рухани қазына» по формированию общенационального патриотизма через возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре своей земли. Реализация этих программ предполагает организацию системной краеведческой работы, изучение региональной истории, восстановление культурно-исторических памятников и культурных объектов местного масштаба. Это особенно важно для молодых людей, которые в силу разных причин могут еще недостаточно знать и понимать местную историю, ее загадки и тайны.

     2. «Сакральная география Казахстана» («Духовные святыни Казахстана»). У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят локальный, значимый только для местного сообщества, общенациональный, известный большому числу представителей этноса, или общемировой характер. Но все они образуют каркас национальной идентичности. Для этого вводятся в научно-познавательный оборот уникальные и малоизвестные памятники истории и культуры. Получаемая в результате поиска информация может побудить читателей к активной музейно-краеведческой работе, начиная со школьного уровня, продолжению увлекательных поисков, изучению малоизвестных страниц локальной истории. Немало значимых, священных для казахов мест Западного Казахстана, Арало-Каспийского региона нашли отражение в художественном и изобразительном наследии Шевченко.

     3. Направление «Современная казахстанская культура в глобальном мире» ориентировано на обеспечение конкурентоспособности национальных культур. Обращение в различных формах к всестороннему изучению наследия мировых классиков, связанных волею судьбы с Великой Степью, способно сделать Казахстан интереснее и привлекательнее для окружающего мира через позиционирование его как пространства, давшего явления культуры мирового значения. В этом смысле Шевченко предстает как один из Великих деятелей Великой степи. 

     Таким образом, личность и творчество Тараса Шевченко играют важную роль в формировании исторической памяти и консолидации народа Казахстана. Сегодня, когда активно и совершенно обоснованно реализуется проект по презентации новых лиц Казахстана, не менее значима и работа по популяризации «лиц истории», которые создавали славу и формировали фундамент общенационального культурного кода.

                                                 Д.А. Черниенко,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
Института истории государства КН МОН РК
член Оргкомитета Международных Шевченковских чтений

 9 марта 2020 г. 

 

 

Календарь публикаций

Август 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

     24-26 ноября 2014 г. в Санкт-Петербурге в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук состоялась Международная научная конференция «Тарас Григорьевич Шевченко и его время», посвященная 200-летию со дня рождения Т.Г. Шевченко.

     Конференция стала заключительным крупным шевченковедческим событием в России. В течение 2014 г. научные форумы и просветительские мероприятия различного статуса неоднократно проходили в Москве, Петербурге, Оренбурге, Уфе, Омске, Ростове-на-Дону, Владивостоке и других городах.
     Конференция собрала специалистов из разных областей гуманитарного знания – филологов, литературоведов, историков, искусствоведов, краеведов, объединенных общим научным интересом к фигуре Т. Шевченко, а также к опыту изучения его биографии и творческого наследия.
     Организатором конференции и принимающей стороной при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и Фонда «Русский мир» выступил Институт русской литературы РАН – знаменитый «Пушкинский Дом», ведущее научное учреждение данного профиля в России, в традициях и деятельности которого шевченковская тематика занимает достойное место.
     В течение трех дней «Пушкинский Дом» стал площадкой активного диалога российских и украинских исследователей по самым разным проблемам шевченковедения. Современные изыскания российской науки представляли ученые Санкт-Петербурга, Москвы, Уфы; украинская сторона была представлена коллегами из Киева, Запорожья, Канева, Нежина, Дрогобыча. Заседания проходили в Большом конференц-зале ИРЛ РАН, докладчики свободно выбирали язык выступлений, обсуждений и дальнейшего общения.              
     На торжественном открытии от имени администрации Института и оргкомитета с приветственным словом выступила заместитель директора по научной работе Пушкинского Дома Ф.В. Панченко, которая отметила личные качества знаменитого поэта: «искренность, кристальная честность, сила воли», притягивавшие к нему людей. С.А. Гальченко, заместитель директора по научно-издательской работе Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины, обратил внимание на трудную судьбу литературного наследия Шевченко, которую не раз приходилось спасать, в том числе в эвакуации в годы Великой Отечественной войны.
     С.А. Гальченко также провел презентацию последних научных изданий, подготовленных к юбилею Великого кобзаря: Полного собрания сочинений Т. Г.Шевченко в 12-ти томах (тома 1-9): Шевченковской энциклопедии в 6-ти томах (тома 1-4); факсимильных изданий (Три літа», «Більша книжка», сборника «Wirszy T. Szewchenka.1844»).
     В предварительной программе конференции было заявлено 43 выступлений, прозвучало – 32 доклада, объединенных разными проблемами: опыт изучения Т. Шевченко, мировоззрение и особенности творчества Т. Шевченко, поэтика и литературные традиции, судьба художника и его окружение.
Конференция показала, что шевченковедение в России имеет не только глубокие традиции, но и перспективные направления исследований (например, в области источниковедения, истории шевченковедения, новых интерпретаций и т.д.), по-прежнему высокий авторитет сохраняют признанные центры отечественного шевченковедения – Петербург, Москва, Оренбург. Плодотворным и успешным может быть дальнейшее сотрудничество специалистов России, Украины и Казахстана. 
     Культурная программе для участников конференции предусматривала посещение памятных мест, связанных с пребыванием Т. Шевченко в Стрельне (24 ноября); знакомство с тематической выставкой «Т.Г. Шевченко в архивах Пушкинского Дома» (25 ноября); возложение цветов и панихида на месте первого захоронения Т. Г. Шевченко на Смоленском кладбище; возложение цветов к памятнику Т.Г. Шевченко; посещение Академии художеств (26 ноября).  
     Участники конференции выражают сердечную благодарность за содержательную работу и теплый прием администрации Пушкинского Дома и лично члену Оргкомитета – Марии Юрьевне Степиной.

Д.А. Черниенко

 

      Большой конференц-зал "Пушкинского Дома" (здесь и далее - фото Д.А. Черниенко)

     Презентация новых изданий Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины

      Презентация новых изданий Института литературы им. Т.Г. Шевченко НАН Украины

      Выставка "Тарас Шевченко в архивах "Пушкинского Дома"

     Выставка "Тарас Шевченко в архивах "Пушкинского Дома"

      Памятный камень на месте первого захоронения Т.Г. Шевченко

     Панихида у памятного камня в честь Т.Г. Шевченко

     Участники конференции у памятного камня на православном Смоленском кладбище Санкт-Петербурга

     Участники конференции у памятника Т.Г. Шевченко в Санкт-Петербурге

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Пленарное заседание 24 ноября:

Гальченко Сергей Анастасьевич (ИЛ НАН Украины, Киев). Из истории музейной коллекции Дома-музея Т. Г. Шевченко, вывезенной из Киева в 1943 г. и возвращенной из США в Украину в 1992-2006 гг.
Барабаш Юрий Яковлевич (ИМЛИ, Москва). Творчество Т. Г. Шевченко в европейском литературном полилоге (зачитан текст) 
Михед Павел Владимирович (ИЛ НАН Украины, Киев–Нежин). Проза Т. Г. Шевченко и «натуральная» школа в русской литературе
Байдалова Екатерина Викторовна (ИСл РАН, Москва). О некоторых актуальных проблемах изучения жизни и творчества Т. Г. Шевченко (на материале современного украинского литературоведения)
Баршт Константин Абрекович (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). О характерных связях между литературой и изобразительным искусством: Т.Г. Шевченко, А.А. Иванов, В.М. Гаршин, И.Н. Крамской, Ф.М. Достоевский, В.Г. Перов
Черниенко Денис Аркадьевич (Университет им. М.А. Шолохова, Уфа). Оренбургский период жизни Тараса Шевченко в научных трудах А. Н. Ведмицкого: к 120-летию со дня рождения исследователя
Сабат Галина Петровна (Университет им. И. Франка, Дрогобыч). Петербургский читатель поэзии Т.Г. Шевченко

Тематические заседания:

24 ноября
«Т.Г. Шевченко: наследие, изучение, современное восприятие»
Гречинский Виктор Андреевич (Центр искусства воспитания, Санкт-Петербург). Киевские и Черниговские травелоги Тараса Шевченко
Орлицкий Юрий Борисович (РГГУ, Москва). Особенности поэтики повести М. Зощенко «Тарас Шевченко»
Егорова Ксения Борисовна (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). Кому пролетариат ставит памятники: 125 лет со дня рождения Т. Г. Шевченко в зеркале советской периодики
Лесная Галина Мирославовна (МГИМО-Университет МИД, Москва). Тарас Шевченко в восприятии современных российских студентов
Марченко Юрий Иванович (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). Традиции творчества Шевченко в фонограммархиве Пушкинского Дома
Муравьева Ольга Сергеевна (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). Судьба рукописного наследия Т. Г.Шевченко в Пушкинском Доме
Бекедин Петр Васильевич (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). Шевченковедение в Пушкинском Доме

25 ноября
«Мировоззрение и творчество Т.Г. Шевченко»
Таирова (Яковлева) Татьяна Геннадьевна (СПбГУ, Санкт-Петербург). Тема гайдамаков в биографии Т. Шевченко
Брижицкая Светлана Анатольевна (Шевченковский Национальный заповедник, Канев). Идентитет  «хохол» в письменном наследии Тараса Шевченко
Данилевский Ростислав Юрьевич (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). «Садок вишневий коло хати» (Украинская идиллия и ее исторический фон)
Столяров Олег Олегович (РАТИ-ГИТИС, Москва). Самоидентификация поэта. О мировоззренческих метаниях Т. Г. Шевченко
Слуцкая Юлия Григорьевна (Киев). Религиозная парадигма в творчестве Т. Г. Шевченко
Степина Мария Юрьевна (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). Образ пасеки в прозе Т. Г. Шевченко

«Индивидуальная поэтика и литературные традиции»
Пузыренко Ярина Васильевна (НУБиПУ, Киев). До питання про зображення місяця у поетичній спадщині Т.Шевченка
Янковська Жанна Олександровна (НУ «Острожская академия», Острог). Відображення основних локусів національного буття у соціально-побутовій поемі Т. Г. Шевченка «Наймичка» (зачитан текст)
Зубець Наталя Олександрівна (Национальный университет, Запорожье). Український колорит у російських повістях Т. Шевченка: мовний аспект
Тоичкина Александра Витальевна (СПбГУ, Санкт-Петербург). Тема поэзии М. Ю. Лермонтова в творчестве Т. Г. Шевченко
Филичева Вера Владимировна (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). Проблема оценки перевода: Шевченко – Сологуб – Чуковский
Доманский Валерий Анатольевич (СПбГУ, Санкт-Петербург). Шевченко и творчество новокрестьянских поэтов (зачитан текст)
Кравченко Валентина Олександрівна (Национальный университет, Запорожье). Т. Шевченко і Ф. Лазаревський

«Судьба и окружение художника»
Малкаева Илона Владимировна (НИМРАХ, Санкт-Петербург). Мастерская Т.Г. Шевченко в академии художеств: виртуальная экскурсия
Ситницкая Анастасия Григорьевна (Киев, Украина). Образ мира в эстетических идеях изобразительного искусства Тараса Шевченко
Обозная Валентина Ивановна (Санкт-Петербург). Т.Г. Шевченко и Академия художеств
Беляев Николай Сергеевич (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург). В.И. Григорович и Т.Г. Шевченко
Вареник Олег Павлович (Музей «Морская Стрельна», Стрельна). Тайна одного стихотворения: Т.Г. Шевченко и его обручение с Анной из Луги

Материалы разделов

Кто онлайн

Сейчас 142 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Подписка